Политическая активность большинства областей РФ затухает с того момента, как Владимир Путин лишил региональные элиты борьбы за главный приз — кресло губернатора.
В конце 2004 г., после трагедии в Беслане и августовских катастроф, Государственная дума приняла пакет антитеррористических законопроектов, в который вошел и закон о назначении губернаторов Президентом с последующем одобрением выдвинутой кандидатуры законодательными собраниями субъектов Российской Федерации (многие до сих пор в недоумении относительно того, какая связь между террористами и губернаторами). Именно тогда политологи констатировали: остатки региональной политики окончательно перебазировались в Москву, на местах остались только интриги. Однако депутаты Нижегородского законодательного собрания III созыва в 2005 г. создали прецедент в масштабах страны, отказавшись поддерживать кандидатуру действующего губернатора. Тогда депутаты вместо нижегородца получили главу области из столицы. На фоне деятельности нового губернатора политический статус ОЗС снизился. Депутаты, точнее фракция «Единой России» (более 80% избранников), по умолчанию принимают почти все законопроекты губернатора. Эксперты ожидали всплеска активности от ОЗС в кризисное время. Бизнес ждет от собрания законодательных инициатив, которые помогли бы предпринимателям пережить трудные времена. Вместо этого ОЗС стало площадкой для политической борьбы местных и московских групп влияния и «радует» в основном новостями о должностных перестановках в своей структуре.Какие законопроекты ОЗС получили большой общественный резонанс? Как заксобрание создало прецедент в масштабах страны? Кто формирует оппозицию Валерию Шанцеву? Почему в Нижнем автовладельцы платят максимальный транспортный налог? В конце 2004 г., после трагедии в Беслане и августовских катастроф, Государственная дума приняла пакет антитеррористических законопроектов, в который вошел и закон о назначении губернаторов Президентом с последующем одобрением выдвинутой кандидатуры законодательными собраниями субъектов Российской Федерации (многие до сих пор в недоумении относительно того, какая связь между террористами и губернаторами). Именно тогда политологи констатировали: остатки региональной политики окончательно перебазировались в Москву, на местах остались только интриги. Однако депутаты Нижегородского законодательного собрания III созыва в 2005 г. создали прецедент в масштабах страны, отказавшись поддерживать кандидатуру действующего губернатора. Тогда депутаты вместо нижегородца получили главу области из столицы. На фоне деятельности нового губернатора политический статус ОЗС снизился. Депутаты, точнее фракция «Единой России» (более 80% избранников), по умолчанию принимают почти все законопроекты губернатора. Эксперты ожидали всплеска активности от ОЗС в кризисное время. Бизнес ждет от собрания законодательных инициатив, которые помогли бы предпринимателям пережить трудные времена. Вместо этого ОЗС стало площадкой для политической борьбы местных и московских групп влияния и «радует» в основном новостями о должностных перестановках в своей структуре. «Законодательное собрание — спящий черт в табакерке. Депутаты могут на 180 градусов перевернуть политическую ситуацию в стране», — считает директор НП «МЕРА» Сергей Борисов. По его словам, потенциал ОЗС огромен: по Конституции, принятой в 1993 г., законодательные собрания обладают не только правом законодательной инициативы, но и санкционируют принятие решений по многим вопросам, относящимся к субъекту федерации. Так сложилось, что в Нижегородской области этот потенциал использовался далеко не всегда. С самого начала Законодательного собрания Нижегородской области в 1994 г. акценты в работе представительного органа сместились в сторону общественной жизни города и собственного политического
статуса. Так, одним из наиболее значимых решений депутатов первого созыва стало продление собственных полномочий с двух до четырех лет. Избранники продлили срок действия своих мандатов всего за две недели до окончания двухгодичных полномочий, так и не поинтересовавшись мнением избирателей. Также заксобрание было озабочено преемственностью своей деятельности и неоднократно обсуждало увеличение количества депутатов до 60 и более человек. Крупного бизнеса деятельность депутатов коснулась в ходе кампании по изъятию имущества у предприятий, имеющих налоговую задолженность, и поощрению законопослушных компаний. Налоговые органы озаботились штрафованием должников. ОЗС, в свою очередь, предложила тактику «пряника»: депутаты одобрили законопроект, по которому ставки налога на прибыль для предприятий, вовремя и полностью выплативших налоги, снижалась на 5%. Законодательная деятельность второго и третьего созыва Законодательного собрания Нижегородской области не оставило заметного следа на информационном поле Нижегородской области. Гораздо больше СМИ освещали участие народных избранников в местных политических играх, в которых ОЗС погрязло до прихода Валерия Шанцева. Лошадиные силы «Единой России» Законотворческая деятельность заксобрания, затронувшая нижегородский бизнес, началась в области с приходом Валерия Шанцева. В конце сентября 2006 г. по инициативе г-на Шанцева депутаты областного законодательного собрания приняли изменения в региональный закон «О транспортном налоге». Уже с 1 января 2007 г. ставки транспортного налога в Нижегородской области были увеличены до максимально предусмотренного федеральным законодательством уровня. До 2007 г. владелец автомобиля мощностью 45 л. с. в Нижнем Новгороде платил около 400 руб. в год, теперь ему придется выложить в 2,5 раза больше — 1000 руб. Для легковых автомобилей мощностью до 100 л.с. ставка налога составит 25 руб. за одну лошадиную силу, от 100 до 150 л.с. — 35 руб., для мотоциклов и мотороллеров мощностью до 20 л.с. — 10 руб., свыше 20 — 20 руб. Также максимальные ставки установлены для грузовых автомобилей, автобусов, катеров, моторных лодок, яхт, гидроциклов. Льготы оставлены только для участников международных автомобильных перевозок — они будут платить 50% от предусмотренных тарифов. Эксперты ДК называют повышение транспортного налога самым непопулярным законом ОЗС. В Законодательном собрании его критиковали только коммунисты. Депутат Владислав Егоров (фракция КПРФ) отметил, что Нижегородская область сегодня входит в число пяти российских регионов, где для владельцев автомобилей с объемом двигателя до 100 л.с. действует максимальная ставка транспортного налога. Г-н Егоров предлагал сократить ставку с 25 до 15 руб.: «В Москве, например, с 2009 г. поднимут с 7 до 10 руб. При этом уровень доходов москвичей и нижегородцев даже сравнивать нельзя. Потери бюджета в случае принятия закона составят 200 млн руб. Эта сумма не сопоставима с объемом средств, выделяемых на содержание и ремонт дорог — 4 млрд руб.», — пояснил г-н Егоров. Законодательную инициативу фракция КПРФ оформила в проект закона «О транспортном налоге», который депутаты-единоросы отклонили. Транспортные компании, в свою очередь, отреагировали на повышение налога единственно возможным способом — подняли цены.