В Новом году российским пенсионерам обещают повысить рост доходов, автовладельцы смогут за 50 тысяч рублей утилизировать свои старые автомобили, а в магазинах не останется дешевой водки. Целый ряд новых правил и законов вступает в силу с наступлением января. Они коснутся подавляющего большинства населения, а некоторые из них обойдутся бюджету в сотни миллиардов рублей. О переменах, которые произойдут уже в январе, материал корреспондента радио "Вести ФМ" Николая Осипова.
Новые законы в новом году. Российские пенсионеры ждут повышения доходов в 2010 году. Слово валоризация звучит не очень празднично, но именно этим термином называют своеобразную индексацию пенсий, суть которой разъясняли уже не раз. В том числе и первые лица государства. Пресс-секретарь Пенсионного фонда Станислав Дегтярев напоминает о расчете повышений: "Это повышение пенсий направлено в первую очередь на тех, у кого большой советский трудовой стаж, и с 1 января пенсионеры, которые имеют стаж до 2002 года, получат 10% прибавки и по одному проценту за каждый год стажа до 1991 года. В среднем прибавка составит 1100 рублей".Эксперты примерили прибавку на 80-летнего пенсионера - получилось около 1700-2000 рублей. Более молодым смогут рассчитывать на меньшие суммы. Вообще же пенсии в 2010 уже не должны быть меньше прожиточного минимума. Весь проект, один из самых дорогостоящих, обойдется бюджету в 700 миллиардов рублей.Социальная поддержка в новом году продолжится и по линии небезызвестного материнского капитала. Во-первых, его официальный старт был назначен именно на январь 2010, хотя многие уже успели воспользоваться им досрочно. Исходя из этого и будет формироваться сумма капитала. Общий размер в очередной раз повышен, поясняет Станислав Дегтярев."Размер капитала в 2010 году будет у всех разным, потому что кто-то им уже воспользовался, кто-то нет. Так вот для тех, кто еще не распечатал свой материнский капитал, его сумма составит в 2010 году 343 тысячи 378 рублей", - заявил он.Деньги теперь можно тратить не только на ипотеку, образование ребенка или вкладываться в пенсионный фонд матери. Допускается также оплата кредита по жилью, приобретенному на стадии строительства. И не исключено, что в новом году еще будут обсуждать расширение возможностей, куда потратить материнский капитал.Правда, рост доходов будет сопровождаться и повышением расходов. Дорожают электричество на 10% для населения, газ - на 5%, услуги ЖКХ в Москве - на 26%. Дорожает транспорт.Автовладельцы тоже встречают новогодние законы, а их в 2010 много. Во-первых, растет транспортный налог. По крайней мере, региональным властям разрешили его повысить в десять раз, если они посчитают нужным. Сума налога рассчитывается из мощности двигателя, но, при самых пессимистичных подсчетах, тех, кто сейчас платят 3 тысячи рублей за машину, могли вынудить платить 30 тысяч. Председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев в этом плане не особо волнуется. Региональные власти поняли, что перегибать палку не стоит. Повышения, если и будут, то незначительными."Что касается тех регионов, которые будут повышать, то это незначительное количество регионов, и все-таки тот общественный резонанс, который был создан, он повлиял. И транспортный налог в большинстве регионов не повысится - это и Калининград, и Петербург и другие", - пояснил Канаев.Среди регионов, уже объявивших о повышении транспортного налога, - Подмосковье, там рост составит 10%. То есть если раньше хозяин машины платил 2600 рублей за сто лошадиных сил, то теперь сума вырастет на 260 рублей.Новый год принесет и законодательные эксперименты в автоотрасли. Впервые можно будет утилизировать свою машину за вознаграждение. За 10-летний автомобиль можно выручить 50 тысяч рублей. Последний хозяин должен владеть им не менее года. Правда, Сергей Канаев поясняет, что 50 тысяч рублей - это не живые деньги, в этом и смысл программы."Как она будет работать, покажет время, не стоит торопиться, но и не стоит обольщаться, потому что тот сертификат, которые выдается на 50 тысяч, он действует только на покупку автомобиля, то есть эти деньги не выдают наличными, его можно использовать на покупку автомобиля и только в дилерских центрах", - говорит Канаев.Проект опробуют на Москве, Петербурге, Башкирии, Татарстане и других регионах. Ожидается утилизация примерно 200 тысяч машин. Соответственно, ожидается рост продаж отечественных автомобилей, на покупку которых и предполагае6тся
тратить сертификаты.В строительной отрасли много законодательных дебютов. Во-первых, закон о саморегулируемых строительных организациях. Действующая ныне процедура лицензирования строительной деятельности будет отменена. Вместо этого предприниматели будут обязаны вступить в отраслевые объединения. Правда, право на вход надо будет обосновать, в том числе и материально. Строительным и эксплуатационным компаниям придется подтверждать свою состоятельность, чтобы возмещать возможный ущерб клиентам. Это тоже часть новой системы, которая важна для потребителя, замечает руководитель аппарата Национального объединения саморегулируемых организаций в строительстве Михаил Викторов."Появятся реальные организации, которые будут отвечать и за качество, и за безопасность, которым можно предъявить и претензии, и жалобы, причем не просто извинения, а реальные материальные компенсации. Конечно, в каком-то плане это приведет к сокращению количества участников, но я надеюсь, что в 2010 году останутся только профессионалы", - комментирует Викторов.Строительную отрасль ждут и новые правила в плане безопасности. Скоро вступит в силу регламент безопасности зданий и сооружений, который вводит новые требования к проектированию, строительству и эксплуатации объектов. Его опубликовали в последний день 2009 года, а вступит в силу он летом 2010. Регламент обещает появление в стране более безопасных стандартов строительства и проектирования. Вероятность ЧП, ошибок, приводящим к катастрофам, снижается. Глава Комитета Госдумы по строительству Мартин Шаккум поясняет принципы соблюдения новых норм. Будет проще, но жестче."Содержатся общие требования к нескольким видам безопасности. Это механическая, противопожарная и другие. А конкретные требования будут предъявляться двумя правительственными актами, которые разработают в течение полугода. Это строительные нормы и правила, это своды правил, стандартны, которые будут являться обязательными", - поясняет Шаккум.Еще одно нововведение января касается продуктовой темы. Россияне начнут есть отечественных кур. В 2010 санитарные нормы уже не пустят через границу мясо, обработанное хлором. Этот метод обработки активно применяется американскими поставщиками, и по оценкам экспертов, около полумиллиона тонн известных в народе "ножек Буша" не попадут на российские прилавки. Импортеры мяса отчаянно сопротивлялись введению новых правил, зато наши производители только и ждали ужесточения. Правда, возникли опасения, а не повысят ли они цены, пользуясь исчезновением заокеанских конкурентов. Сенатор Сергей Лисовский, не менее известный как предприниматель с большим птицеводческим прошлым, обещал, что подорожания не будет. Кур в стране слишком много."Я думаю, это никак не скажется, потому что у нас перепроизводство мяса птицы, то есть совокупность импорта и того, что производится, дают на рынке больше, чем Россия может съесть, поэтому на ценах это никак не скажется", - считает Лисовский.Потребительские новинки касаются и алкоголя. Для водки установили новые стандарты цены, вернее, нижний порог стоимости алкоголя. В январе пол литра водки уже не достать дешевле 89 рублей. Председатель Подкомитета по госрегулированию рынка подакцизных товаров Госдумы Виктор Звагельский поясняет, из чего складывается эта цена, доказывая, что легальная водка дешевой быть не может."Акциз полулитровой водки и НДС - это порядка 40 рублей, комплектующие - это около 25 рублей, плюс минимальная наценка производителей порядка 10%. Если все это сложить, то мы с огромным трудом укладываемся в 89 рублей", - рассказывает Звагельский.Некоторые депутаты требовали сделать водку еще более дорогой: дотянуть минимальную стоимость до ста рублей, но в итоге сошлись на 89 рублях. Все, что дешевле, либо отрава, либо подделка, которой на праздничном столе не должно быть места.