29 октября выпускники нижегородских школ сядут за парты, чтобы проверить свою готовность к написанию обязательного с этого учебного года сочинения. За 3 часа 55 минут школьники должны будут изложить свои мысли по одной из предложенных Рособрнадзором тем.
На сайте ведомства уже давно опубликованы следующие направления для эссе: "Недаром помнит вся Россия…" (к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова), "Вопросы, заданные человечеству войной", "Чем люди живы?" (о ценностных ориентирах человека и человечества), "Спор поколений: вместе и врозь", "Человек и природа в отечественной и мировой литературе".
Ученик должен будет написать работу, содержащую не менее 350 слов, иначе он автоматически получит "незачет". 1 октября 2014 года на сайтах Минобрнауки России и Рособрнадзора размещены Критерии оценивания итогового сочинения:
1. Соответствие теме;
2. Аргументация. Привлечение литературного материала;
3. Композиция и логика рассуждения;
4. Качество письменной речи;
5. Грамотность.
Выпускнику будет разрешено пользоваться орфографическим словарём.
Ранее NN.RU писал о том, что 2014-2015 учебного года выпускники школ будут проходить дополнительный этап проверки знаний: для допуска к ЕГЭ, им придется написать сочинение. "Сочинение учащиеся 11 классов будут писать в декабре, будет возможность пересдать его в феврале или в марте. Сочинение будет оцениваться по системе "зачет" или "незачет". Естественно, те, чья работа будет положительно оценена, получат школьный аттестат. Дальше с этими сочинениями, которые будут отсканированы и занесены в федеральную информационную систему, абитуриенты будут приходить в вузы. А приемные комиссии будут сами решать, будут ли они оценивать результаты сочинений при приеме", - рассказал журналистам в августе 2014 года министр образования РФ Дмитрий Ливанов.
Представители ведущих нижегородских высших учебных заведений неоднозначно прокомментировали данную инициативу. "С сочинениями больше вопросов, чем ответов. У нас за прошлый год более 16 тысяч заявлений! Как проверять? Как учитывать? Какие баллы выставлять? А как быть с выпускниками прошлых лет, которые придут в этом году, но сочинений они не писали?" - конкретизировал проректор НИУ-ННГУ им. Н.И.Лобачевского Никита Авралев.
Родители школьников с тревогой ждут этот экзамен, ведь за годы "сплошных тестов" дети, по их мнению, просто разучились самостоятельно мыслить и писать. "Трудно будет твиттерятам больше 140 символов сочинить," - написал на форуме NN.RU пользователь Anselm (Твиттер (англ. twitter— "чирикать", "щебетать", "болтать") — сервис для публичного обмена короткими (до 140 символов) сообщениями - прим. NN.RU). А форумчанка с ником perechnica поделилась примером из школьной жизни своего ребенка:"Сын, за всё время обучения в одной "околопрестижнутой" школе написал ровно три сочинения - одно в третьем классе на тему "Как я провёл лето", второе примерно в классе 4-5 (тему не припомню - что-то о любимых животных), и третье - последнее - не по литературе, а по экономике - на тему "О мировом финансовом кризисе на примере Российско-Украинского газового конфликта".
Известные российские ученые и общественные деятели уверены, что возвращение данного вида испытаний очень важно. Например Наталия Солженицына (вдова писателя Александра Солженицына) так отозвалась о нововведении: "Сочинение на литературном материале, которое будут писать выпускники уже в декабре этого года, – важный шаг на пути к возрождению отечественного гуманитарного школьного образования, без которого не мыслится жизнеспособность нашего общества. В сочинении должны проявиться не только итоги обучения в школе, но и личностная зрелость выпускника, способного рассуждать на жизненно важные темы с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения".