С 1 ноября нижегородцы смогут оплатить поездку с помощью пластиковой карты. В региональном центре наконец-то начнет работать автоматизированная система оплаты проезда (АСКОП). Пока, правда, с определенными ограничениями.
Что, где, почем
Электронные проездные билеты - пластиковые карты для оплаты проезда - нижегородцы могут приобрести с 25 октября в муниципальном общественном транспорте. Об этом сегодня, 28 октября, рассказал журналистам директор городского департамента транспорта и связи Анатолий Гусев.
Проездные можно купить на определенный вид транспорта: трамвай, троллейбус, автобус – на неограниченное количество поездок. Карта стоит 950 рублей – на автобус, 920 рублей – на трамвай, троллейбус. В ближайшее время у школьников, студентов, пенсионеров появятся льготные персонифицированные «электронные» билеты. Рядовые нижегородцы будут получать «безличные» карты. Однако они могут написать заявление в пункте продажи проездных, чтобы оформить карту на свое имя. По словам представителя ЗАО «НоваКард», которое внедряет АСКОП, транспортная карта защищена по стандарту международных платежных систем Visa и MasterСard.
Купить электронный проездной сразу на несколько видов транспорта пока нельзя. По словам Анатолия Гусева, эта возможность появится у горожан в ноябре. Примерно тогда же они смогут завести «электронный кошелек», чтобы регулярно пополнять свой счет. В ноябре – декабре это можно будет сделать в 300 пунктах самообслуживания, а также 600 терминалах «Сбербанка», уточнили в "НоваКарде".
Первый пункт продажи транспортных карт открылся на площади Минина и Пожарского, 2. С 9 до 19 часов в офисе, а также по телефону 2–505–000 нижегородцы могут получить ответы на все вопросы, касающиеся АСКОП.
Варианты оплаты
Чтобы заплатить за поездку электронной картой, нужно подойти к кондуктору, который поднесет проездной к своему переносному терминалу и выдаст вам билет. В будущем в автобусах помимо переносных появятся стационарные терминалы. Но когда точно их установят, Анатолий Гусев не смог сказать. «У нас этот вопрос в стадии переговоров», - сказал он.
Наличие кондукторов в общественном транспорте не является обязательным, однако введение АСКОП в муниципальных автобусах, трамваях, троллейбусах не повлечет сокращение штата. «С кондуктором собираемость больше», - пояснил чиновник.
Что касается частных перевозчиков, то внедрять новую системы на «маршрутках» или нет – решать им. По словам директора департамента транспорта, администрация на решение частников повлиять не может. «Для начала мы хотим отработать эту схему на муниципальных предприятиях, чтобы мы все проблемные вопросы сняли. Если хозяйствующие субъекты увидят, что это удобно, хорошо, они тоже на неё перейдут», - заверил Анатолий Гусев.
В настоящее время тестируется оборудование для нижегородского метрополитена. Через месяц к АСКОП будет подключена и «подземка». На нижегородской канатной дороге электронные проездные начали продавать в начале октября.
Плюсы и минусы
По словам директора департамента транспорта, транспортным предприятиям новая система удобна, поскольку необходимая отчетность формируется в режиме реального времени; видно, сколько людей было перевезено на конкретном маршруте. Пассажирам, в свою очередь, не нужно таскать с собой мелочь, «передавать за проезд». По мнению чиновника, в будущем общественный транспорт вообще «уйдет от налички». Однако и к 2018 году, когда Нижний Новгород будет принимать чемпионат мира по футболу, возможность оплаты проезда деньгами сохранится, уточнил глава департамента транспорта.
Пока новые проездные можно купить сроком только на один месяц. К примеру, если вы приобрели карту на ноябрь, в декабре вы им воспользоваться уже не сможете. Ссылаясь на опыт других городов, Анатолий Гусев объяснил, что система эффективна тогда, когда электронными проездными пользуется около половины горожан. «Нам надо приучить нижегородцев пользоваться картой», - добавил чиновник. В других городах на это ушло 3-5 лет. В Нижнем Новгороде в настоящее время выпущено порядка 15 тысяч пластиковых карт.
О внедрении АСКОП в Нижнем Новгороде говорили на протяжении нескольких лет. По словам Анатолия Гусева, в Нижнем Новгороде трудности были связаны в первую очередь с соблюдением нормативной базы, в частности, законом о защите персональных данных.