Никто из автовладельцев не застрахован от дорожных аварий – каждый день в Нижегородской области происходит около 300 ДТП с материальным ущербом. Эксперт НРО Ассоциации юристов России, начальник отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Евгения Ляпина рассказала читателям NN.RU, как можно при наличии полиса ОСАГО отремонтировать свой автомобиль:
- С сентября 2014 г. вступили в силу изменения в Закон об ОСАГО, касающиеся порядка получения денежной выплаты пострадавшим в ДТП и их взаимодействия со страховыми компаниями при осуществлении ремонта транспортного средства. Согласно требованиям Закона об ОСАГО, существует два способа возмещения вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего. Первый - путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего. Второй - путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания (СТО), которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком и с которой у страховщика заключен договор.
При выборе способа возмещения вреда путем организации и оплаты восстановительного ремонта страховщик в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня получения заявления выдает потерпевшему направление на ремонт. В документе указывается СТО, на которой будет отремонтировано транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего.
Таким образом, потерпевший имеет право выбора станции технического обслуживания. Однако его выбор ограничен предложенным страховщиком перечнем СТО.
- Имеет ли право автосервис не отдавать автомобиль в случае, если ремонт не оплачен страховой компанией? Каковы действия автовладельца в данном случае?
- При приеме транспортного средства станцией технического обслуживания автовладельцу выдается направление на ремонт или иной документ, в котором также указывается порядок урегулирования вопросов, связанных с выявленными скрытыми повреждениями транспортного средства, вызванными страховым случаем, согласованный со страховщиком и потерпевшим.
Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего считаются исполненными страховщиком надлежащим образом только с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства. При этом ответственность за несоблюдение срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту несет страховщик.
Таким образом, в случае возникновении каких-либо спорных ситуаций, связанных с проведением ремонта СТО, потерпевшему следует обращаться непосредственного к страховщику.
- Возможна ли ситуация затягивания сроков ремонта на СТО? Регламентированы ли сроки восстановительного ремонта по направлению от страховой компании? - Законом об ОСАГО предусмотрено, что страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней). Либо в указанный срок потерпевшему должен быть направлен мотивированный отказ в страховой выплате. При этом срок проведения ремонта указывается в выдаваемом потерпевшему направлении.
За несоблюдение срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда "в натуре" страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% от определенного размера страховой выплаты. Для получения указанной неустойки потерпевший должен подать страховщику соответствующее заявление.
Таким образом, Законом об ОСАГО установлено, что при выборе потерпевшим способа возмещения вреда путем организации и оплаты страховщиком восстановительного ремонта именно страховщик несет перед потерпевшим ответственность.
- С какими «подводными камнями» может столкнуться автовладелец при выборе направления на ремонт? Сможет ли контролировать процесс ремонта так же, как если бы он сам выбирал автосервис?
- Конечно, на практике потерпевшие могут столкнуться с различными толкованиями положений Закона. Так, если ответственность страховщика за несоблюдение СТО срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства в Законе об ОСАГО четко определена и гарантирована предусмотренной Законом неустойкой, то претензии по качеству проведенного ремонта могут не приниматься страховщиком. Между тем, при таком способе возмещения вреда потерпевший не вступает напрямую в возмездные взаимоотношения со станцией технического обслуживания, осуществляющей ремонт. Денежные средства на ремонт оплачиваются страховщиком. В связи с этим на взаимоотношения потерпевшего и СТО не распространяются положения законодательства о защите прав потребителей.
Однако потерпевший сохраняет за собой право требовать защиты нарушенных прав в судебном порядке.
- Некоторые страховые компании и ранее практиковали выдачу направления на ремонт в аккредитованные автосервисы. Поступали ли в Роспотребнадзор жалобы от автовладельцев на действия страховщиков или СТО, в которых ремонтировался автомобиль?
- Напомню, что при оплате восстановительного ремонта страховщиком на взаимоотношения автовладельца и СТО не распространяются положения законодательства о защите прав потребителей. Поэтому обращений на действия автосервисов, в которых ремонтировался автомобиль, в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области практически не поступали. Кроме того, Закон об ОСАГО контроль за соблюдением страховщиками порядка осуществления страховых выплат возлагает на Банк России.