Региональный памятник природы «Смирновские дачи» попал в зону планировки и межевания территории, выделенной для реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта «Нижний Новгород» и строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали.
Участок расположен в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, в границах проспектов Октября и Молодежного, восточной границы аэропорта, улиц Безводной, Рельсовой, а также железной дороги «Нижний Новгород – Арзамас». Об этом говорится в постановлении администрации Нижнего Новгорода от 3 декабря. Разработкой, согласно документу, займется Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей (ГУММиД).
На схеме, приложенной к постановлению, "Смирновские дачи" находится в зоне проектирования. Железная дорога проходит вплотную к нему и, вполне вероятно, окажет на него негативное влияние. Не исключено, что часть деревьев будет вырублена в ходе строительства. Согласно проекту ОАО "Скоростные магистрали", памятник находится в буферной зоне ВСМ.
По данным информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России» (ООПТ), на площади 152 га расположены многочисленные виды деревьев и растений, в том числе сосны, дубы, клены, березняк, ели и многие другие.
Размер компенсации за вырубку «второсортного» дерева составляет около двух тысяч рублей, а представителя ценной породы (к примеру, дуба, клена) – несколько десятков тысяч. Об этом газете «Московский комсомолец» рассказал нижегородский эколог Асхат Каюмов.
По информации городского Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, в рамках реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта вырубке подлежат 37 тысяч деревьев. Об этом журналистам сообщил председатель комитета Лев Лаптев. Таким образом, размер компенсации деревьев, которые будут уничтожены только в нуждах аэропорта, должен составить порядка 370 млн рублей.
Вместе с тем, нижегородские власти аэропорт от этой обязанности уже освободили. В начале августа Городская дума Нижнего Новгорода внесла изменения в Правила проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений, согласно которым «уничтожение… или… повреждение зеленых насаждений без возмещения компенсационной стоимости допускается при вынужденном сносе зеленых насаждений… в целях устранения препятствий для выполнения полетов гражданских воздушных судов».
Логично предположить, что вырубку не придется компенсировать и ОАО «РЖД», которому предстоит построить высокоскоростную магистраль «Москва – Казань». Впрочем, федеральное правительство до сих пор не подтвердило, что средства на ВСМ будут выделены.