В преддверии выхода сериала "Метод" на Первом канале, который снимался в Нижнем Новгороде, режиссер Юрий Быков дал эксклюзивное интервью NN.RU.
- Когда планируется показ сериала на Первом канале? Мы все ждем в нетерпении...
- В сентябре или октябре. Он будет идти не в прайм-тайм, а ближе к часу ночи. Из-за насилия, секса, крови и т.д. Федеральные каналы должны соответствовать всем требованиям закона о СМИ, который запрещает подобные сериалы в прайм-тайм.
- Вас пригласили снимать «Метод». Это же была не ваша идея?
- Нет, конечно, это ремесленная работа. Это деньги, прежде всего. Сейчас такое время, что быть в чистом виде артхаусным режиссером очень опасно. Могут просто ничего не предложить. Иметь в багаже качественно сделанный сериал, качественно сделанную прокатную картину, очень важно, чтобы не остаться без работы.
- Вам предложили уже готовый сценарий. Вы вносили изменения?
- Мы вносили. Сценарий был неадаптирован до конца к производству. Из-за этого все возможные проблемы на площадке и возникали, поэтому пришлось его адаптировать. Но сценарий был написан от начала и до конца.
- В интернете была опубликована информация, что Джеймс Манос, сопродюсер и сценарист «Декстера», принимал участие в написании сценария «Метод»? Это верная информация?
- Нет, у нас абсолютно оригинальная история, от «Декстера» там нет ничего. Это не купленный формат, никто из американцев участие не принимал.
- Почему снимали в Н.Новгороде? Экономия бюджета?
- В Москве затруднительно снимать с огромным количеством натурных и естественных объектов, потому что надо перемещаться 3-4 раза в день. В Москве это невозможно. Поэтому нам нужен был большой город-миллионник, в котором мы могли бы более-менее свободно существовать. Поэтому мы выбрали ближайший город — Нижний Новгород. Я думаю, в Нижнем будет очень многое сниматься, потому что сейчас в Киеве и Одессе не снимают. В Нижнем сейчас, скорее всего, будет открываться большой фронт съемочных работ, если кризис совсем не утопит киноиндустрию.
- Как Вам работалось в Нижнем, как вам люди?
- Мне не с чем сравнивать, так как я все картины снимал у себя дома, в Новомичуринске. Это были маленькие камерные артхаусные картины. В Нижнем мы провели полгода, достаточно благоприятно. Люди - приветливые. Но это больше надо спрашивать у продюсеров, с чем они сталкивались. Я снимал 6-7 сцен в день, для меня это было само по себе трудно, так как я человек все-таки «киношный», а не сериальный. Поэтому если и были какие-то сложности, то только связанные с нормой выработки в день, а не с городом. Замечательный город, мне понравился, я скучаю. - Приезжайте еще к нам снимать кино!
- С удовольствием!
"Не люблю работать со «звездами»
- Как Вам работалось с Константином Хабенским?
- Это редкий пример человека его ранга — абсолютно непроблемного, контактного, интеллигентного и скромного профессионала. Человека, который считает, что режиссер главнее, чем артист. В моем случае это очень большое везение, потому что я не люблю работать со «звездами». Они подстраивают весь процесс под себя, потому что любая работа со «звездой» — это проект на имидж звезды. И собственно говоря, ты являешься обслуживающим персоналом. В данном случае, мне повезло с Александром Цекало и Константином Хабенским. Я думаю, что это уникальный и редкий случай. Если я и возьмусь дальше за подобную сериальную историю, то только в таком составе.
- Очень важны отношения между людьми на съемочной площадке...
- Мне не просто важны отношения… Важно, чтобы режиссер был режиссером, главным человеком на площадке. Потому что в последнее время то, что я наблюдаю на других площадках, у коллег, режиссер становится официантом. До сих пор сохраняется ответственность режиссера за конечный результат. А инструментарий влияния на конечный результат практически полностью утрачен, потому что кино — продюсерское, «звездное», канальное и т.д.
- Юрий, вы закончили съемки «Метода», идет монтаж картины. Какие у вас ближайшие планы?
- Мне предложили снимать фильм о выходе Леонова в космос, что-то вроде «Гравитации». Это российско-американский проект. И в этом году я буду снимать фильм о волонтере, который работает во время войны на Украине.
- «Волонтер» основан на реальных событиях?
- Этот фильм основан на реальной биографии реального человека Алексея Смирнова. Он привозит гуманитарную помощь на Донбасс, а оттуда вывозит стариков, женщин и детей. По-моему, уже порядка 5000 человек спас. Сам по себе факт того, что человек такими вещами занимается (причем молодой человек и очень сильно рискует), меня зацепил. Мне показалось, что можно сделать такую примирительную историю, чисто человеческую. Потому что это будет не только фильм о войне, о войне, наверно, рановато, слишком много скрыто, а про человека, который на фоне войны пытается защищать человеческую жизнь, и это, мне кажется, будет правильно.