Город "В лучшие годы здесь работало 25 кранов". Сегодня решается судьба Стрелки

"В лучшие годы здесь работало 25 кранов". Сегодня решается судьба Стрелки

Уникальные кадры истории нижегородского порта

Последние 80 лет здесь располагался грузовой речной порт. Фото: Элиан Л. Е.

Сегодня вечером в Нижнем Новгороде решается судьба Стрелки. В Доме архитектора пройдут общественные обсуждения идей по развитию территории. Последние 80 лет здесь располагался грузовой речной порт, наследие которого – уникальные склады и краны – может быть бесследно утрачено. Городской портал NN.RU публикует уникальные кадры истории нижегородского порта.

Нижегородский порт на Стрелке основан 7 марта 1932 г. В тот год на Сибирских пристанях заработали первые паровые плавкраны, плавучие перегружатели и переносные транспортеры различных систем.

В начале 1937 года Горьковский порт был разделен на три самостоятельные пристани:

- «Горький-Городская» осуществляла прием и отправку грузов на городских причалах, обработку на них грузопассажирских судов и окских баркасов, паузку и перевалку на Горьковском рейде. В ее состав входили речной вокзал, пассажирские дебаркадеры и 130 судов местного флота;

- «Горький-Сибирская»;

- «Горький-Молитовка».

Последние две проводили грузовые и коммерческие операции, обработку грузовых судов и вагонов.

Координировал работу пристаней диспетчерский участок.

Нижегородский порт (в те времена еще Горьковский порт) фигурирует в художественном фильме "Екатерина Воронина" (СССР, 1957 г., Киностудия им. М. Горького). По сюжету фильма, главная героиня - начальник участка речного порта.

В 1954 году для переработки тарно-штучных грузов в Горьком стали применять контейнеры.

Горьковский порт. Лесной причал. 1955 г. Фото: пресс-служба "Волжского пароходства"
Горьковский порт. 1955 г. Фото: пресс-служба "Волжского пароходства"
Горьковский порт. Погрузка контейнеров на судно. 1955 год. Фото: пресс-служба "Волжского пароходства"

С 1956 года порт начал работать зимой, обрабатывая железнодорожные дороги. Ледоколы приводили несколько баркасов, которые, загрузившись, затем по полой воде уходили в глубинные районы боковых рек.

"Свияжск" на погрузке в Горьковском порту, 1960-е. Фото: пресс-служба "Волжского пароходства"

Павел Лужков пришел в порт в 1970-х годах. Вся его жизнь связана с речными перевозками. Павел Вульфович рассказывает, что в лучшие годы в Центральном грузовом районе (это как раз территория Стрелки) работало до 25 кранов на 11 причалах.

Погрузка продукции ГАЗ в Горьковском порту, 1968-1970

В порту обрабатывали самые разные грузы: камень, металл, железобетонные изделия, соль, уголь, шлак, удобрения, другие материалы и сырье.

Горьковский порт. май 1979 г. Фото: пресс-служба "Волжского пароходства"
Горьковский порт. Погрузка контейнеров. 1979-г. Фото: пресс-служба "Волжского пароходства"
Горьковский порт. Разгрузка теплохода, груженого гравием. Фото: пресс-служба "Волжского пароходства"

«Работали в три смены, - вспоминает Павел Лужков. – Уголь, песок, металлолом… Разгружали овощевозы по 150 тонн... Очень много автомобилей отправляли. Когда приходил теплоход, все бросали и отправлялись на погрузку «Волг» и ГАЗонов. Их обрабатывали вне очереди».

С развалом страны стал угасать и Нижегородский порт. С каждым годом грузов, которые доставляли речным транспортом, становилось все меньше и меньше.

Фото: Владимир Лашманов

Еще в начале 2000-х начались разговоры о переносе порта то ли к Балахне, то ли в Сормово… Был даже презентован проект застройки территории – глобальный проект «Стрелка-сити» с небоскребами. В качестве серьезности намерения потенциальный инвестор даже установил православный крест на месте слияния Оки и Волги.

Один из проектов делового центра "Стрелка-сити"

Но в итоге проект так и не был реализован, а территория порта была изъята для государственных нужд – в 2013 году было принято решение о строительстве на Стрелке стадиона для матчей чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2018 году.

Строящийся стадион в Нижнем Новгороде. Фото: Александр Ивасенко
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассники.ru". Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Знакомства
Объявления