Сегодня вечером в Нижнем Новгороде решается судьба Стрелки. В Доме архитектора пройдут общественные обсуждения идей по развитию территории. Последние 80 лет здесь располагался грузовой речной порт, наследие которого – уникальные склады и краны – может быть бесследно утрачено. Городской портал NN.RU публикует уникальные кадры истории нижегородского порта.
Нижегородский порт на Стрелке основан 7 марта 1932 г. В тот год на Сибирских пристанях заработали первые паровые плавкраны, плавучие перегружатели и переносные транспортеры различных систем.
В начале 1937 года Горьковский порт был разделен на три самостоятельные пристани:
- «Горький-Городская» осуществляла прием и отправку грузов на городских причалах, обработку на них грузопассажирских судов и окских баркасов, паузку и перевалку на Горьковском рейде. В ее состав входили речной вокзал, пассажирские дебаркадеры и 130 судов местного флота;
- «Горький-Сибирская»;
- «Горький-Молитовка».
Последние две проводили грузовые и коммерческие операции, обработку грузовых судов и вагонов.
Координировал работу пристаней диспетчерский участок.
Нижегородский порт (в те времена еще Горьковский порт) фигурирует в художественном фильме "Екатерина Воронина" (СССР, 1957 г., Киностудия им. М. Горького). По сюжету фильма, главная героиня - начальник участка речного порта.
В 1954 году для переработки тарно-штучных грузов в Горьком стали применять контейнеры.
С 1956 года порт начал работать зимой, обрабатывая железнодорожные дороги. Ледоколы приводили несколько баркасов, которые, загрузившись, затем по полой воде уходили в глубинные районы боковых рек.
Павел Лужков пришел в порт в 1970-х годах. Вся его жизнь связана с речными перевозками. Павел Вульфович рассказывает, что в лучшие годы в Центральном грузовом районе (это как раз территория Стрелки) работало до 25 кранов на 11 причалах.
В порту обрабатывали самые разные грузы: камень, металл, железобетонные изделия, соль, уголь, шлак, удобрения, другие материалы и сырье.
«Работали в три смены, - вспоминает Павел Лужков. – Уголь, песок, металлолом… Разгружали овощевозы по 150 тонн... Очень много автомобилей отправляли. Когда приходил теплоход, все бросали и отправлялись на погрузку «Волг» и ГАЗонов. Их обрабатывали вне очереди».
С развалом страны стал угасать и Нижегородский порт. С каждым годом грузов, которые доставляли речным транспортом, становилось все меньше и меньше.
Еще в начале 2000-х начались разговоры о переносе порта то ли к Балахне, то ли в Сормово… Был даже презентован проект застройки территории – глобальный проект «Стрелка-сити» с небоскребами. В качестве серьезности намерения потенциальный инвестор даже установил православный крест на месте слияния Оки и Волги.
Но в итоге проект так и не был реализован, а территория порта была изъята для государственных нужд – в 2013 году было принято решение о строительстве на Стрелке стадиона для матчей чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2018 году.