![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Музей речного флота владеет эксклюзивными фото 1949 года, на которых запечатлен экспериментальный катер А-8. Именно на этом катере конструктор экранопланов Ростислав Алексеев прокатил гостей завода «Красное Сормово» по случаю 100-летия завода.
Ранее, в ходе испытаний катера А-8 подтвердились результаты модельных испытаний в бассейне. Особенно влияние образующейся под днищем катера «воздушной подушки» как положительное, так и отрицательное на ходовые качества катера А-8.
Катер прозвали «лягушкой» - за непонятное поведение на различных скоростях движения, т.к. он начинал периодически прыгать. Именно это явление заставило Ростислава Алексеева обратиться к изучению вопросов, связанных с поведением крыла вблизи любой поверхности. 1947 год, тогда у него и появились первые идеи будущих экранопланов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
С этого момента Ростислав Евгеньевич думал и работал параллельно, создавая для судов на подводных крыльях одни компоновочные схемы и другие, для будущих экранопланов. «Катер А-8 стал переломным моментом в развитии идеи экранопланов», - вспоминает дочь конструктора Татьяна Алексеева. Увлечение отца всё новыми техническими решениями вызывало у одних раздражение, другие были склонны видеть в этом проявление неорганизованности, неумение правильно построить работу, а были и просто нежелающие замечать всё новое.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Галина Абаева, директор музея