В Нижнем Новгороде продолжается обсуждение новой транспортной схемы, с внедрением которой связаны все изменения маршрутов общественного транспорта. Новая транспортная схема, обновление парка автобусов к чемпионату мира по футболу 2018 года — за все это придется заплатить нижегородцам из своего кошелька. Когда будут изменены тарифы на проезд, улучшится ли транспортное обслуживание и что ждет нелегальных перевозчиков?
В кинозале ФОК "Мещерский" 28 марта прошел круглый стол на тему "Пассажирские перевозки в Нижнем Новгороде: проблемы и пути их решения". За круглым столом собрались представители транспортных компаний, администрации города и общественности. Обсудили тему организации новой транспортной системы города: как сделать её доступной и безопасной для нижегородцев и какие проблемы необходимо решить. У каждого участника была возможность высказаться о наболевшем, но всех объединяла одна задача — улучить работу компаний, занимающихся перевозкой пассажиров.
Безопасность движения — главный приоритет
Первый вопрос, с которого начали обсуждение, — это безопасность дорожного движения. Нижегородцы: и пассажиры, и автовладельцы — жалуются на агрессивную езду водителей маршрутных такси. На рынке перевозок большая конкуренция, и в погоне за прибылью водители забывают о правилах безопасности. Начальник Госавтоинспекции Нижнего Новгорода Валерий Иванов подтвердил:
— По данным за последний месяц: из 36 ДТП с участием автобусов 7 аварий пришлось на муниципальные автобусы, а остальные произошли с участием частных перевозчиков. Практически на всех маршрутах частных перевозчиков нет кондукторов. И не смотря на штрафы и предупреждения, ситуация не меняется.
На поставленный вопрос о правовом регулировании ответил директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Александр Голофастов:
— Закон, регулирующий правила перевозок, вступил в силу, а механизм применения не прописан. В областном Законодательном собрании разработали документ, в котором прописаны все критерии отбора частных перевозчиков. Все компании, перевозящие пассажиров, должны были подключится к системе ГЛОНАС и передавать сведения в Центральную диспетчерскую службу. В настоящее время часть ранее заключенных договоров расторгнуты или приостановлены, что усложняет контроль в сфере транспортных перевозок. Решается вопрос по созданию транспортной инспекции.
В конце мая будут проводиться конкурсы на право перевозок пассажиров. Разрешения получат транспортные компании, которые будут нести полную ответственность за выполнение всех требований закона.
К чемпионату мира 2018 года нужно опробовать центральное управление перевозками. Требуется также обновление подвижного состава и создание комфортной для нижегородцев транспортной сети. Это неизбежно приведет к повышению тарифов. Для примера была приведена стоимость проезда в других городах-миллионниках: в Екатеринбурге проезд стоит 28 рублей, в Самаре – 25.
Стоимость проезда вырастет. Вопрос времени
Собравшиеся обсудили возможность повышения стоимости проезда. На заявление о повышении тарифов сопредседатель регионального штаба ОНФ в Нижегородской области Елена Ленина возразила, что нижегородцы должны понимать: за что они должны платить больше. Ответ на этот вопрос постарались дать представители транспортных компаний.
Перевозчики рассказали о планах замены подвижного состава. Основной причиной для повышения стоимости проезда назвали несоответствие себестоимости перевозки пассажиров и установленной стоимости проезда. Директор муниципального предприятия "Нижегородское метро" Олег Яушев сообщил:
- При себестоимости проезда в 36 рублей стоимость проезда в метро составляет 20 рублей по жетону и 10-12 рублей для "льготников", а из регионального бюджета компенсируется только половина стоимости льготного проезда. Из этой непростой ситуации есть выход. Ожидается, что после открытия станции «Стрелка» количество пассажиров увеличится до 200 тысяч человек в сутки и метро выйдет на самоокупаемость. В настоящее время метро перевозит 120 тысяч пассажиров в сутки. Треть пассажиров, а это 40 тысяч человек в сутки - "льготники".
Директор муниципального предприятия «Нижегородэлектротранс» Максим Дранишников назвал себестоимости поездки на трамвае/троллейбусе в 27 рублей. При такой экономике предприятие работает в убыток.
Ранее врио генерального директора МП «Нижегородпассажиравтотранс»Дмитрий Цыганков говорил, что себестоимость поездки на автобусе составляет 23-26 рублей.
Дублирующие маршруты уберут. А что останется?
Обсуждался вопрос создания новой транспортной системы. Ключевая проблема состоит в том, что из 152 маршрутов общественного транспорта в Нижнем Новгороде 22% - полные аналоги и еще 25% ближайшие аналоги. Таким образом, половина городских маршрутов так или иначе дублируют друг друга. Из-за нездоровой конкуренции, особенно в часы пик, автобусы создают аварийные ситуации и пробки на основных транспортных развязках. Участники дискуссии согласились, что эта ситуация не устраивает ни муниципальных перевозчиков, ни владельцев маршруток.
В ходе обсуждения председатель комитета по транспорту и дорожному хозяйству Законодательного собрания Нижегородской области Владимир Солдатенков добавил:
- Раньше была задача переброски большого количества людей к заводам: ГАЗ, Сокол, ГЗАС и др. А сейчас ситуация в городе поменялась, и пассажиры едут в других направлениях, появились новые микрорайоны. Все это обязательно нужно учесть в новой транспортной схеме. Главная задача - уйти от наличной оплаты за проезд, перевести всех на пользование транспортными картами.
Свои замечания по данному вопросу также высказал директор ООО «Ситикард» Юрий Рябиков:
- Введение транспортных карт позволит нижегородцам экономить на проезде (нужно только доработать существующие тарифы), а транспортным компаниям зарабатывать деньги в бюджет. Не удивительно, что муниципальные предприятия убыточны, они работают в неравных условиях с частниками: платят налоги, белые зарплаты. Ведь в Москве, Казани, и Санкт-Петербурге удалось побороть нелегальных перевозчиков, после чего транспортная ситуация заметно улучшилась.
По итогам круглого стола было принято решение регулярно организовывать подобные обсуждения, чтобы с привлечением общественности и экспертов изменить работу общественного транспорта в городе в лучшую сторону.
- Конечная задача в данном случае - наладить взаимодействие так, чтобы частные и муниципальные перевозчики не конкурировали и при этом каждый качественно исполнял свои социальные функции в интересах жителей, - подчеркнул Александр Голофастов.