Пожилая женщина шла по дороге, сгибаясь под грузом тяжелой сумки. Я увидел ее слишком поздно. Затормозить? Нет, не успею. Свернуть? Некуда! «Осторожней!» - крикнул ей. Она обернулась и… отскочила с такой скоростью, какую сложно предположить даже у пятнадцатилетних подростков. Моя коляска промчалась мимо нее. Я всего лишь рискнул в одиночку, без помощи приятеля спуститься по пандусу.
Не сказать, что пандусов в нашем городе нет. Они есть, причем их изрядное количество. Пандусами оборудованы практически все аптеки, они есть у магазинов и даже, кажется, некоторых кафе. Даже подземные переходы – практически все с пандусами.
Но спросите любого человека, передвигающегося на инвалидной коляске, много ли пандусов реально выполняют свою функцию. Спросите у молодых мам, гуляющих с младенцами – часто ли им приходится просить помощь прохожих, когда нужно преодолеть подземный переход. Да, тот самый, что оборудован пандусом и по документам наверняка числится как «доступный для маломобильных граждан».
Кстати, мамы с колясками – это тоже «маломобильные граждане». И люди, отправляющиеся в отпуск и нагруженные чемоданами – тоже.
Так вот. По нашим приблизительным подсчетам, около 90% пандусов, установленных в Нижегородской области, либо полностью не соответствуют требованиям доступности, либо частично.
Самые одиозные – это, конечно, два металлических швеллера, «инсталлированные» в ступеньки. Как правило, угол наклона швеллеров не позволяет не то, что подняться на коляске самостоятельно, а даже затолкать ее вдвоем. Ну а если человек на коляске будет спускаться по такому пандусу вниз, то он просто расстыкуется со своим средством передвижения и пристыкуется к земле. Наверное, носом, хотя возможны варианты.
Но не переживайте. На самом деле никто из коляски не выпадет – просто потому, что никто по такому швеллеру не поднимется. Наверняка, в нашем городе есть пандусы, которые никто и никогда не использовал по назначению. Ширина колесной базы у всех колясок разная (а если брать в расчет еще и детские коляски, то она очень-очень разная) и, вероятнее всего, швеллер окажется бесполезным – потому что нельзя одно колесо катить по металлической «направляющей», а второе – по ступенькам.
Очевидно, что сделаны они лишь для галочки - чтобы проверяющие органы больно не предъявляли претензий. Но они предъявят, будьте уверены, потому как это не пандус, а «недопандус». А уж про эстетический облик города от таких ржавых рельсин лучше совсем промолчать.
Честно признаюсь: когда нас приглашают провести оценку доступности объекта, оборудованного вот таким пандусом, я настоятельно рекомендую его демонтировать. Прямо сейчас, сию минуту. Потому что наличие подобного пандуса создает больше опасностей, чем его отсутствие. Случаи, когда молодые мамы, спуская по крутому пандусу коляску с малышом, не могли ее удержать, к сожалению, происходят. И это страшно.
Пандусы, имеющие сплошное полотно, кажутся вполне «рабочими». И нередко их установщики искренне верят в то, что они действительно обеспечили маломобильным гражданам свободный доступ к магазину или кинотеатру.
Потому что сложно понять, как это – передвигаться на инвалидной коляске, если ты никогда в нее не садился. Так же как люди видящие никогда до конца не ощутят, как это – жить без зрения. А слышащие не прочувствуют, что такое бесконечная тишина.
Но есть выход. Он очень простой – нужно спросить.
Спросить того, кто не по собственной воле, но является носителем этого знания. Да, мне бы очень хотелось, чтобы в комиссию по приемке нового объекта входили люди, имеющие проблемы с передвижением или ориентацией в пространстве. Чтобы еще на этапе проектирования они могли оценить, насколько будущее здание будет удобно и для людей без инвалидности и с инвалидностью.
И если бы людей, передвигающихся на колясках, спросили – они бы ответили, что идеальный пандус – тот, что имеет угол наклона не более 5% (2,9 градуса) и ширину около 90 см. И по бокам – перила: потому что закатывать коляску удобнее, перехватывая их, а не толкая колеса. И спускаться проще, когда подтормаживаешь, держась за поручни.
Правильно спроектированный объект – тот, в котором максимально удобно всем. И при этом не существует «сегрегации по колясочному принципу» - то есть все люди, вне зависимости от степени их мобильности, заходят в одни и те же двери, передвигаются по одним и тем же коридорам и оплачивают покупки на одной и той же кассе. Никому из них ничто не мешает.
Это не фантастика, кстати. Это обычный крупный торговый центр. Сегодня именно они стали в нашем регионе флагманами универсального дизайна. И это логично: в супермаркетах люди, покупая продукты, складывают их в тележки и им нужно без проблем довезли эти тележки до багажника собственной машины. А значит, проектировщики пристально выверяют, чтобы на пути следования покупателя не обнаружилось ни одного бордюра, ни одного «узкого места» - иначе люди просто пойдут в другой ТЦ (благо, этого добра у нас на всех хватит).
А крупные мегамоллы в целом уже поняли, что люди с инвалидностью и молодые мамы с колясками – это выгодные клиенты. И создают все условия, чтобы и тем, и другим было удобно передвигаться по бутикам.
Надеюсь, в будущем мы сможем так же легко, как в торговый центр, заходить в кафе, кинотеатры и прочие «объекты соцкультбыта».
Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег»