Мы сидели в полуразрушенном здании бывшей фабрики «Восход». Точнее, в полувосстановленном: в наш диалог то и дело вклинивались шум дрели и потрескивание сварочного аппарата. Но общая атмосфера была — как у подпольщиков. Мы — это объединение «Дружелюбный Нижний». Люди, которым не все равно, что происходит с их городом.
Все началось с Общественной палаты. Собственно, и рабочая группа «Дружелюбный Нижний», которую возглавил Юрий Попов, тоже появилась там. А потом мы предложили всем, кому это интересно, собраться на «Восходе» и обсудить, как менять город.
Ни у кого даже не возник вопрос: «А его надо менять?». Надо.
Помню, во время обсуждения я тогда обронил фразу: «Да не пишите вы многокилометровые письма к власти! Ничего это не даст. Самая эффективная стратегия сегодня — сделать практически все самим, а потом пригласить власть. Причем не важно — в партнеры пригласить или в перерезатели ленточки». Бросил фразу в пылу спора, и понятно, что совсем без власти — никак.
Но также понятно, что «сделай сам» получается намного быстрее, чем «ходи на приемы к власти, пиши ей письма, проси, а потом еще раз проси».
Власть — как огромный тихоокеанский лайнер. Она настолько глобальна, что ей трудно реагировать на мелкие запросы. А из этих мелких запросов складывается вся наша жизнь…
Так вот, мы сидели и обсуждали, как изменить город. И я понимал, что вот эти люди — обычные горожане без мешка денег за спиной. Но, как минимум, имеют столько же шансов на то, чтобы сделать город более дружелюбным, сколько имеет власть.
А потом я вспомнил свое детство. И соседку… ох, боюсь сейчас спутать ее имя-отчество. Она была женщиной деятельной и активной. Нет, не начальницей — просто из тех людей, что не могут пройти мимо несправедливости.
И однажды соседку эту выдвинули в депутаты. Не в Москву, а так, на местном уровне. Сейчас бы сказали, депутаты гордумы. Она проработала свой законный срок и, когда пришла пора переизбираться, категорически отказалась.
— Не хочу! — говорила. — Я на своей основной работе еле-еле успеваю: все время занимают депутатские дела. Тому помоги, за этого похлопочи, туда съезди. Сил больше нет!
Ее упрашивали всем домом. Потому что люди действительно видели, как она работает. Как бьется за наш двор. Как отстаивает интересы жителей. Интернета тогда не было — а информированность о работе депутата у избирателей была.
Кстати, в итоге упросили — она продепутатствовала еще один срок.
Да, маленькая поправка: в советские годы депутаты за свою работу не получали ни копейки. И никаких льгот. Моральное удовлетворение от возможности помочь людям — вот главная награда.
А сейчас, внимание, вопрос: знаете ли вы вашего депутата городской думы? Областного Законодательного собрания? Государственной думы? А ведь эти люди есть! Даже если вы не ходили на выборы, ваши соседи все равно за кандидатов голосовали и кого-то из них выбрали.
И вот тут — ключевая точка. Формально, ничего же не поменялось с советского периода. Основная функция депутата, как и раньше, помогать людям, которые его избрали.
Еще десять лет назад мне бы ответили: «Мы депутатов не знаем, и не очень-то хотелось!» Пожалуй, более аполитичным, чем в золотое время «нулевых» (которое закончилось кризисом 2008 года), наше общество не было никогда.
Еще пять лет назад мне бы ответили: «Мы депутатов не знаем, и это неправильно и вообще все неправильно!» и добавили бы сакральное «поравалить».
А сегодня… А сегодня член Общественной палаты Виктория Катамашвили инициировала проект «Депутат в каждый дом». Она предлагает в каждом подъезде установить информационные таблички, где будет указано, как зовут депутата, где находится его приемная и как записаться на прием. Вы, кстати, в курсе, что депутаты должны ежемесячно проводить прием избирателей?
И это не истеричное «поравалить». Это спокойный, взвешенный и конструктивный подход. Раз избрали, надо работать.
Мы все понимаем, что у власти есть недостатки. Что она подчас неповоротлива и медлительна. И так порой не хочется с ней иметь дело. Быстрее все сделать самим. Но без власти сложно. У ней большой ресурс. И, если говорить откровенно, уж если она находится на содержании, то почему бы не поработать с ней в конструктивном партнерстве?
И мы берем на себя ту зону ответственности, которая и должна быть у горожанина. Мы понимаем, что будущее города — это не «они там в Кремле чего-то думают, а нас это не касается». Нет! Будущее города — это, конечно, «они там в Кремле думают»… Но нас это касается в первую очередь! Более того: мы можем и должны принимать участие в обсуждении этого будущего и контролировать, как, собственно, идет исполнение намеченных планов.
Не устраивать истерики на ровном месте, но вести спокойный и методичный диалог с властью.
И желательно, чтобы это была власть, которую мы сами изберем. Недаром сейчас так активно обсуждается инициатива возвращения ко всеобщим выборам: градоначальника, губернатора. Не только в Нижнем Новгороде.
Самосознание горожан за последнее время заметно повзрослело. Они больше не малыши, которые радуются подаренной конфетке, и не подростки, готовые устраивать бунты на ровном месте. Они — взрослые. Равноправные партнеры власти.
А власть — это ведь тоже горожане. Мы с вами. Главное — никому об этом удивительном факте не забывать.
Текст: Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег»
Фото: Игорь Иванов