Депутаты Заксобрания предлагают весь пассажирский транспорт подключить к системе безналичной оплаты. Это позволит точно учитывать льготных пассажиров, а им — не ждать подолгу муниципального транспорта.
Этот вопрос в очередной раз обсудили на комитете по транспорту и дорожному хозяйству. Депутаты остались недовольны тем, что правительство так и не ответило на их конкретные предложения.
Парламентарии предлагают ввести систему АСКОП на территории всей Нижегородской области — на всех транспортных предприятиях, включая частные. Это позволит учитывать всех льготных пассажиров и компенсировать их поездки перевозчикам адресно. А, значит, заключив соответствующий договор с администрацией, эти услуги смогут оказывать и «частники». А пассажирам не придется ждать социального автобуса по часу, они смогут уехать в нужном направлении на любом автобусе.
— Выпадающие доходы не должны ложиться экономическим бременем на плечи предприятий. Без разницы — муниципальное или частное предприятие, в любом случае это коммерческие учреждения. Им надо реальные перевозки компенсировать, — заявил председатель комитета Владимир Солдатенков.
Не секрет, что бесплатный проезд является таковым только для пассажиров. Его стоимость оплачивается из бюджета. На взгляд депутатов, сложилась не совсем справедливая система. Единые социальные проездные билеты (ЕСПБ) рассчитаны на 39 поездок, единые социальные проездные абонементы (ЕСПА) — на неограниченное количество. При этом в Нижнем Новгороде льготник в среднем за месяц совершает 50-60 поездок (по ЕСПА около 76), а в сельской местности — 15-17.
Тем не менее, компенсации транспортным предприятиям распределяются в соотношении 80% на 20% в пользу области. Напомним, депутаты гордумы обратились в Заксобрание с просьбой пересмотреть ситуацию. По словам Владимира Солдатенкова, они увеличили сумму для областного центра из расчета 50 поездок — получилось более 500 млн рублей. Однако примет ли ее правительство — пока неизвестно. Ответа ждали на последнем заседании комитета.
— Мягкое сопротивление профильного министерства в какой плоскости лежит — в политической или экономической? Почему мы не можем быстро принять решение, в котором заинтересованы все? — спросил депутат Сергей Зуденков.
— Мы считаем, что в первую очередь социальные услуги должны оказывать муниципальные предприятия. Если будут оказывать и коммерческие предприятия, то пассажиропоток, который едет муниципальном транспорте, растворится и будет терпеть убытки, — пояснил замминистра Николай Мамонов.
Впрочем, не все депутаты являются сторонниками тотального введения системы АСКОП. В региональном министерстве финансов просчитывают вариант компенсации выпадающих доходов перевозчикам и без нее, заметила министр Ольга Сулима.
— У нас, к великому сожалению, в пространстве перемещается не один льготник, а едет целый автобус. И абсолютно все равно, один там пассажир, или 75, — заметил Василий Суханов. — Надо зафиксировать расписание, взять количество пассажирочасов и посчитать, сколько нужно средств на содержание этого расписания. Потом посмотреть, сколько денег мы собираем, и оставшуюся сумму доплачивать из бюджета. И никакой АСКОП, какой бы он счастливый ни был, нам не нужен.
Обсуждение законопроекта во втором чтении начнется на комитетах Заксобрания 11 декабря. К этому моменту правительство обещает сделать свои предложения. Дорожная карта перехода на АСКОП есть. Оснастить системой придется около 1,5 тысячи автобусов, что обойдется примерно в 500 млн рублей. Если законопроект будет принят, то к внедрению приступят в марте 2018 года. Пока же автобусы, на которых действуют проездные, можно отличить по специальным знакам.
Фото: Наталья Бурухина
Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.