Когда четырнадцатилетний ребенок приходит домой с первым в его жизни паспортом, первая родительская мысль: «Какой он уже большой!». Вторая родительская мысль, как правило, тоже стандартна для большинства: «А куда он будет поступать?»
Четырнадцать лет — возраст, когда родители всерьез задумываются о профориентации детей. Потому что поступить в вуз и окончить его — это программа-максимум, которую, по мнению, опять же, подавляющего большинства, должен выполнить каждый ребенок. Иначе они не родители, а так…
Давайте пока оставим это утверждение и не будем развивать его дальше. Временно. И посмотрим, что творится на рынке труда.
Да вот с вами же, дорогие родители, что творится?
А творится следующее. Никто из достигших больших карьерных высот не ограничился одним лишь вузовским образованием. Причем если еще лет десять назад люди стремились получать второе, третье, а то и четвертое высшее, то сегодня они охотнее идут на краткосрочные курсы. Как говорится, «если тебе нужно килограмм котлет, нет смысла покупать целую корову. Люди ценят свое время и выбирают именно те курсы, что им нужны — а не «второе верхнее» в целом.
Боле того, скорость обновления знаний сегодня настолько высока, что на одни и те же курсы можно ходить хоть раз в три года. И, при условии правильно выбранного тренера, каждый раз получать новый набор знаний, умений и навыков — актуальный именно «здесь и сейчас».
Информатизация и глобализация, что тут скажешь?
Та же самая информатизация и глобализация словно веником выметает людей из офисов. Нет больше никакого смысла держать в штате «всякой твари по паре» — от генерального директора до уборщицы. Вернее, гендира и уборщицу — как раз надо, их услуги по интернету не скачаешь, а вот дизайнеры, маркетологи, копирайтеры и прочая, и прочая — это люди все чаще могут вообще ни разу в жизни не появиться в офисе.
Знаете, как сейчас работают редакции глянцевых журналов? У них в штате нет ни одного автора. Есть лишь редакторы и иногда — дизайнеры. Авторы могут находиться где угодно — хоть во Владивостоке, хоть в Буэнос-Айресе. Они просто получают заказ на тексты, присылают готовые… И в означенный срок им приходит гонорар.
Многие книжные издательства работают по тому же принципу.
А программисты, дизайнеры, где один человек живет в Нижнем, другой — в Сиднее, а третий сейчас едет на электричке из Амстердама в пригород — это уже норма. Причем сложности здесь разве что в несостыковке часовых поясов, но как-то справляются, не маленькие.
Эту тенденцию сложно остановить. Профессии уходят в онлайн. Создаются целые офисы и отделы «на удаленке», да и сами работники не горят желанием круглые сутки просиживать жизнь в душном офисе. Люди хотят путешествовать, общаться и одновременно работать. Одно другому не мешает.
— Свет, почему ты решила уйти с престижной работы и с головой окунуться в свой стартап? — спросил я знакомую девушку, которая буквально недавно организовала социально-предпринимательский проект FreeStaff по удаленной работе.
— Знаешь, Ром, — чуть помолчав ответила Света, — мне хочется, чтобы молодежь перестала думать старыми категориями. Будто надо сначала много работать, а уж потом, к концу жизни, путешествовать и жить в свое удовольствие. Можно начать жить уже сейчас и работать одновременно. А у меня есть большое желание им в этом помочь.
Двадцать лет назад это прозвучало бы дикостью. Десять лет назад сказали бы: «Ну, в принципе, возможно такое… Но в очень отдаленной перспективе».
Детям, которые сегодня получают паспорт, 14 лет. Они начнут работать лет через восемь-десять (не подрабатывать в Макдоналдсе, а именно работать). И что вы им хотите предложить? По старинке, «иди в юристы — это престижно или выбери профессию стоматолога — это денежно». Да, сейчас это престижно и даже денежно, а завтра будет ли вообще эта профессия существовать на рынке труда?
Родителям стоит задуматься об этом и постараться включить воображение. Буквально лет восемь назад интернет-торговля в нашей стране только зарождалась, а вот за рубежом была в самом разгаре. И как поступали наши хитрые бизнесмены? Очень просто. Мониторили зарубежные рынки и преспокойненько копировали их опыт в нашу среду. И эти первопроходцы стали очень богатыми, потому что уловили тренд.
Почему бы также не поступать с профессиями? Какие из них в нашей стране только начинают набирать обороты, а за рубежом уже занимают огромную долю рынка? Изучите, проанализируйте. Именно они, с большой долей вероятности, и будут востребованы в будущем.
Например, профессия бизнес-тренер или коуч. Мало кто из читателей, наверно, слышал о них? А вот за рубежом, например, они вполне востребованы и престижны. Да и у нас начинают приобретать все большую популярность.
Но есть еще один надежный вариант, как выбрать профессию будущего. Выбирать ее не по принципу «престижно», а по принципу «нравится».
Да. Что нравится вашему ребенку? От чего у него загораются глаза? Чем он готов заниматься с утра до вечера?
Даже если это дизайн ногтей, а вы мечтаете, чтобы дочка стала стоматологом. Позвольте ей заниматься дизайном ногтей.
Она будет учиться — и станет самым крутым дизайнером ногтей, и у нее будет клиентура, с которой вы заробеете даже поздороваться вслух.
Ваша дочка сделает лучшую горизонтальную карьеру. Да, она «всего лишь будет делать ногти», но она станет самой известной в своей сфере.
Поверьте. Самое важное, что подросток должен сделать в школьные годы: понять, что ему интересно. После этого успех фактически будет в его руках. Даже если помимо успеха в них не будет диплома о высшем образовании. Или будет, но позже. И не один, а два.
Мы не можем предсказать будущее.
Мы можем лишь помочь нашим детям войти в него.
Текст: Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег»
Фото: Наталья Бурухина