Город мнение Непрофессионалы с высшим образованием

Непрофессионалы с высшим образованием

Авторская колонка Романа Пономаренко

У нас множество врачей, учителей, менеджеров… Но почему тогда ребенок в тетрадке видит учительское: «Нужно выполнЕть домашнее задание полностью»?

Мы сидели в гостях у друзей, говорили о гражданском обществе и прочих высоких материях. «Мам, — зашла в кухню десятилетняя дочка моих друзей, — а правильно ведь — выполнИть домашнее задание, а не «выполнЕть», да?» — «Конечно», — кивнула ее мама. «Опять, значит, Марь Иванна ошиблась», — констатировала дочка.

— Это новая учительница, — ответила хозяйка квартиры на наш немой вопрос. — Молодая, перспективная. Ошибок — куча. Про -тся/-ться я даже не говорю, там совсем мрак.

Учительницу, конечно, зовут не Марь Ивановна. И номер школы я не напишу, хотя, может, и стоило бы. Но родители девочки отговорили:

— Вообще-то она хорошая, детей любит. Ну да, пишет безграмотно. Но ведь других-то учителей все равно нет.

Я бы не сказал, что других учителей нет. Они есть. Но их очень мало.

Этот тезис я слышал много раз — и от самых разных людей.

В нашей стране — расцвет непрофессионализма.

У нас огромное количество юристов — но пойди, найди грамотного! У нас толпы экономистов — где результат? У нас множество врачей, учителей, менеджеров… Но почему тогда ребенок в своей тетрадке видит учительское: «Нужно выполнЕть домашнее задание полностью»? Учительница сама-то свое домашнее задание «выполнЕла»?

Сейчас высшее образование стало доступным как никогда

Казалось бы, сейчас высшее образование стало доступным как никогда. Да, платное, но «поступить» ребенка в вуз может кто угодно. Казалось бы, за пять лет учебы как минимум грамотному русскому языку можно было бы научиться…

Но нет. Пожалуй, «всеобщее высшее» как раз стало одной из причин тотального непрофессионализма.

Во-первых, если учеба в вузе доступна, а диплом о высшем образовании престижен, значит, его надо получить. Это такой элемент родительских амбиций: у кого ребенок не стал студентом, тот – плохой мама/папа. Поэтому в вуз идут все — и те, кто хочет, и те, кто не хочет, и неопределившиеся.

Во-вторых, специальность для будущего студента зачастую выбирается по двум критериям: «что не слишком сложное» и «куда сможешь поступить». Ни о каком интересе и тяге к знаниям именно в этой сфере речь не идет.

Ну и, в-третьих, поддержка системы. В крупных процветающих компаниях непрофессионалов мало. Не приживаются они — потому что компания работает «на результат». Там же, где важен процесс, а результат вторичен, — вот там настоящий рассадник непрофессионализма.

Отдельная тема с врачами. Там нельзя ошибаться, в принципе. Потому что ошибка стоит жизни, здоровья, инвалидности. А таких ошибок в последнее время становится все больше.

— Ты представляешь, — возмущается моя знакомая. — Хирург выписал моему мужу обычную мазь, а у него в бедре воспалительный процесс шел целую неделю. Ладно, к другому хирургу случайно обратились, и он оперативно вмешался. Вскрыл. А так бы ноги лишился.

И это не единичный случай. Старые врачи уходят, а молодые... Молодые сидят в отчетах, бумажках. Сокращаются койко-места. Деньги решают многое. Больная тема для меня. Родители — врачи. Еще той, старой закалки.

Так что делать с образованием?

Я бы предложил кардинально изменить саму систему отбора в вузы. Сколько ни кричи о престиже рабочих профессий, результата вряд ли дождешься. В советские годы станочник мог зарабатывать больше, чем инженер-технолог, но при этом в станочники никто особо не рвался — непрестижно.

Так вот, идея состоит в том, чтобы на первый курс вуза принимать всех. Вообще всех желающих, безо всяких ЕГЭ. Приходите, учитесь, здравствуйте. А вот начиная со второго курса проводить жесткий отсев. Так будет честно: за год все, кто хотел учиться, успели бы подтянуть свои знания по «проблемным» для себя предметам, а те, кто не хотел — ну что ж, никто заставлять не станет.

Тогда до финиша дошли бы лишь те, кому действительно нравится выбранная профессия и кто готов развиваться в ней дальше.

Утопично? Наверное, да. Но кто знает, что будет с нашей системой образования через десять лет?

Задания в учебниках порой именно такие: ответ найдешь в интернете

А еще посмотреть внимательно на школьное образование. Сам с ним сталкиваюсь каждый день: дети — школьники. Кого оно готовит? Эффективного поисковика в интернете? Задания в учебниках порой именно такие. Ответ найдешь в интернете.

И они ищут, ищут. Анализа ноль. Мозгового процесса ноль. Помогают старые учебники по математике, физике и активное включение родителей.

Впрочем, во всем этом есть один очень большой плюс — для профессионалов.

Их мало — тех, кто действительно спец в своей профессии. И спрос на них огромен. К хорошему врачу выстраиваются очереди. Талантливый репетитор может себе позволить выбирать, каких учеников он возьмет, а каких — нет. Гениального инженера перекупают самые крутые компании и платят ему баснословную зарплату.

В эпоху непрофессионализма самое большое конкурентное преимущество — у профессионалов.

И вы тоже можете стать им. Все, что нужно — влюбиться в свою профессию и бесконечно повышать собственный уровень. Или же бросить опостылевший офис и заняться тем, к чему всегда лежала душа. Потому что профессионал — это в первую очередь человек, обожающий свое дело.

Текст: Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег»


Фото: Наталья Бурухина

Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления