Споры вокруг благоустройства сквера в центре города не утихают. Только разобрались с компенсацией вырубленных деревьев, как возникли вопросы к оформлению.
На неформальную встречу с лидерами общественного мнения в пространстве «Кинофактура» пришли замглавы Нижнего Новгорода Иван Носков, глава Нижегородского района Алексей Мочкаев, директор «Института развития городской среды» — автора проекта — Дарья Шорина.
Со слов последней, усилить историческую, мемориальную составляющую сквера предложили жители. Разработчики решили воплотить эту идею в 10 гранитных стелах, установленных вдоль дорожек с нанесенными на них цитатами:
«Государь, за нами не признают ни одного человеческого права, ни права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения» (из петиции рабочих для подачи Николаю II 9 января 1905);
«Негласный полицейский надзор есть одна из мер предупреждения государственных преступлений посредством наблюдения за лицами сомнительной благонадежности» (из положения о полицейском надзоре от 12 марта 1882);
«Все живое — из клетки» (надпись, выцарапанная на двери одиночной камеры острога, в которой Максим Горький отбывал заключение).
— Сквер обустраивают в рамках «Комфортной городской среды», а не в рамках 100-летия революции. Оказывается, лучший проект — это каменные мемориальные стелы с какими-то странными надписями, зарытые в землю, — возмутился Игорь Преображенский. — Получается, что в Ленинском районе, где шло обсуждение парка «Дубки», люди выбирают общечеловеческие ценности: дорожки, фонари, футбольные поля, качели. А жители Нижегородского района приоритетной задачей поставили вам увековечивание памяти революционеров 1905 года.
— Мы весной сделали мероприятие (общественные обсуждения. — Прим. ред.). Вас там ждали, но вы не пришли, — ответил представитель разработчика. — Я вас слышу, у вас отличные предложения. Если бы они были тогда, может, и гранита бы не было.
Иван Носков заявил, что если общественность против, то установку стел можно и прервать (дружное «Да!» всех присутствующих). Замглавы города поручил организовать трехдневный экспресс-опрос в Facebook. Главное — чтобы это было сделано быстро.
— Вы поймите, что мы не должны выйти в снег. И мы должны за этот проект отчитаться, что мы все сделали правильно, денежки израсходовали, и чтобы у нас на следующий год тоже была возможность их получить, — подчеркнул Алексей Мочкаев.
Дарья Шорина обозначила варианты, которые будут предложены нижегородцам:
убрать стелы из проекта полностью и проигнорировать историческую экспозицию;
сделать из других материалов, другой формы и вообще как-то иначе рассказать об этом месте;
оставить их без какого-либо текста и размещать на них разную информацию — исторические справки, экспозицию, связанную с Острогом, либо вообще отдавать их художникам и размещать там тематические инсталляции.
Другой момент, удививший активистов — стоимость материалов, которые будут использованы для благоустройства общественных пространств. Например, в сквере 1905 года их стоимость составляет 32 млн рублей — вместе с деревьями.
— Леса для ремонта фасадов в Нижегородском районе привозили с Дальнего Востока, камни для мощения ручья (сомнительной необходимости) на Щелчке — из Дагестана, подрядчики, исполняющие благоустройство, — из Ханты-Мансийска. В городе вообще нет людей, способных делать такие работы? Потрясена этой географией. Это показатель какой-то общей городской беды, — удивилась Светлана Кукина.
Носов напомнил, что в Нижнем Новгороде, городе-миллионнике, нет своего питомника.
— Спилить большого ума не надо, вопрос — компенсировать, — сказал он. — К сожалению, 10–15 лет назад эту структуру похоронили. Сегодня мы любое дерево должны пойти и купить. Хорошо, конечно, сразу посадить пятиметровое дерево, но оно стоит около 60 тысяч.
Немало сомнений вызвало распределение средств между территориями. Чиновники пояснили, что деньги поделили между районами примерно поровну, только Щелоковский хутор получил в два раза больше, поскольку за него проголосовали Приокский и Советский районы. В первую очередь благоустройства вошли работы, которые успеют сделать в этом году. Все мероприятия в парке «Дубки» требуют дополнительных экспертиз, поэтому они перешли на будущий год.
— Почему парк «Дубки» — лидер рейтингового голосования (почти 45 тысяч голосов) — получил в итоге меньше всего средств на благоустройство — 30 млн рублей. А аутсайдер голосования — сквер 1905 года (6,5 тысяч голосов) — весь в «шоколаде», то есть в граните на 30 млн рублей, — поразилась Мария Попова. — Ответ о «равномерном» распределении средств по районам ясности не прибавил.
Поговорили и о совместной работе на будущее. Многие активисты считают, что концепции развития общественных пространств должны создавать профессионалы и обязательно на конкурсной основе, а не специально организованный институт-монополист.
— Создать крутое решение — это самое сложное. Из этих миллионов существенную часть нужно было отдать на концепцию. — подытожил кинорежиссер Евгений Кудельников. — Единственный инструмент, который дает классный результат — это оплачиваемый тендер. Эти решения должны превосходить наши ожидания. Никогда местный житель не даст толчок для развития концепции.
Кстати, где именно проходит голосование по гранитным стелам, непонятно. Страничка в Facebook «Института развития городской среды» пуста.