Администрация Нижнего Новгорода не воспользовалась уловкой, которую предложило УФАС. Ошибка в конкурсной документации для поставщиков школьного питания не была технической и вообще не была ошибкой, считают чиновники. Кто прав в этом конфликте, решит суд.
В Нижнем Новгороде впервые за 10 лет провели торги на право обеспечивать питанием школьников. ФАС России нашла нарушения в процедуре конкурса. Существуют особые правила для закупок, в финансировании которых присутствуют бюджетные деньги. Это 44-ФЗ, который работает на понижение цены. Нижегородская мэрия провела конкурс по 223-ФЗ, где цена — лишь малая часть среди остальных требований к подрядчику.
Антимонопольщики потребовали отменить итоги конкурса. В администрации не согласились и заявили, что будут судиться. Руководитель нижегородского УФАС предложил сойтись на том, что произошла техническая ошибка, и провести конкурс заново.
Но мэрия отвергла протянутую руку, продолжает настаивать на своей правоте и готова отстаивать ее в суде. Свою позицию администрация донесла через пресс-секретаря Бэлу Рубинштейн, которая высказалась в Facebook.
Спикер мэрии упирает на то, что везде работают люди, а значит, могут ошибаться и администрация, и ФАС. Но чиновники уверены, что в данном случае можно было руководствоваться 223-ФЗ, поскольку заказчиком выступает не город, а родители школьников.
— Давайте представим, что у вас есть десять тысяч рублей, и вы хотите купить телефон. Вы идете на «Яндекс.Маркет» и выбираете из всего разнообразия телефонов лучший за десять тысяч. В этом примере вы — администрация, и ваша покупка на «Яндекс.Маркет» состоялась в рамках 44-го Федерального закона, — проиллюстрировала выбор законодательной базы Бэла Рубинштейн. — А теперь давайте представим, что ваш ребенок, которому на день рождения подарили деньги, хочет купить себе телефон. Ему нужна конкретная модель. На покупку не хватает, скажем, пятисот рублей, и он просит их у вас. Вы даете ребенку 500 рублей, а дальше он сам на «Яндекс.Маркете» покупает себе телефон, который ему нравится. Кто в таком случае покупатель? Вы со своими 500 рублями, на которые телефон не купишь, или ваш ребенок? Если ответ «ребенок», то покупка проходит в соответствии с 223-м федеральным законом.
Родитель-администрация действительно оплачивает питание детей-льготников. Это и есть бюджетные деньги в этой муниципальной закупке. Но они составляют всего лишь десятую часть от всей суммы, остальное вносят родители. Такой логикой руководствовалась мэрия, выбирая способ торгов. Чья логика правильней, решит суд.
А нижегородцы сразу высказались по этому поводу в соцсетях.
— Ровно об этом мы говорили на заседании по школьному питанию в мае месяце, — заметил член городской общественной палаты Юрий Попов. — И, как ни странно, именно мэр Панов объяснял нам, что конкурс должен проходить по 44-ФЗ. Как и продукты закупать, впрочем. А теперь выясняется, что всё не так.
— Насколько я помню, согласно условиям того конкурса, новый единый оператор питания обязуется вложить 50 миллионов рублей в модернизацию школьных пищеблоков. ЕЦМЗ имеет префикс «МП» — суть «муниципальное предприятие». Или вкладывать в модернизацию пищеблоков тоже будут деньги родителей школьников? За что же им такие траты? — удивился тележурналист Андрей Батманов и напомнил о штрафе за неисполнение предписания ФАС. — Из средств какого бюджета администрация собирается этот самый штраф выплачивать? Да и судиться, насколько я понимаю, тоже деньги нужны.