Накануне руководство тепличного комбината (ТК) «Нижегородский» пригласило журналистов на территорию предприятия и рассказало о том, как работает комплекс. Руководитель «Нижегородского» Игорь Почечуев заявил, что готов пригласить в теплицы жителей соседних деревень.
Что внутри теплиц
На входе в комбинат директор строгим голосом требует надеть одноразовые халаты, шапочки и бахилы, чтобы журналисты не занести в теплицы какой-нибудь вирус. Ранее NN.RU посылал на комбинат официальный запрос с просьбой разрешить проведение фотосъемки в «Нижегородском», однако нам не разрешили посетить предприятие из-за санитарно-карантинного режима. А здесь для 20 журналистов устроили целую экскурсию.
— В теплицах применен принцип полной автоматизации, всеми процессами управляет компьютер. Один оператор может обслуживать управление всеми блоками. Всего у нас три таких блока, каждый включает в себя два отделения по два с половиной гектара, в которых выращиваются огурцы и томаты.
Внутри комплекса длинный коридор со стеклянными стенами, за которыми и находятся эти комплексы — теплицы, воздух теплый и влажный. Пахнет свежими овощами и землей, прямо как у мамы на огороде.
Директор борских теплиц Игорь Почечуев — высокий мужчина в белом халате и черных брюках продолжает рассказывать про комбинат, что здесь автоматически открываются и закрываются форточки и шторы, автоматически включается система полива, как растениям подается питательный раствор.
Овощи по голландской технологии
— С каждого блока по 2,5 гектара на пике можно получить порядка 18–20 тонн огурца в день… Первый урожай мы начали собирать совсем недавно, он уже поступает в магазины.
Да, цифры действительно впечатляющие, однако в какие именно магазины поступает продукция комбината, директор уточнить не может, сославшись на то, что он руководит только производственной площадкой. Но Игорь Почечуев уверяет, что томаты и огурцы будут продаваться в Нижегородской области и в соседних регионах.
Таким образом, экскурсия по комплексу продолжалась почти час. Игорь Почечуев рассказывал, как именно растут овощи, что высота теплиц 6,5 метра, что в Голландии вторая световая зона, а у нас — третья, поэтому там лампы светят еще сильнее.
Искусственное солнце
Рассказывает он и про систему искусственного досвечивания, которая практически идентична солнечному свету.
— Это натриевые лампы, которые применяются для уличного освещения, никакой ртути здесь нет, домысливать ничего не надо, спросите, я сам всё скажу. Ничего вредного здесь нет, — говорит Почечуев.
Выясняю, что лампы светят по 20 часов в блоке, где выращиваются огурцы, и 18 часов над томатами. В остальное время растения, по словам руководителя, прямо как люди, вступают в фазу сна.
— Так, я попрошу в отделение без разрешения не заглядывать, двери, пожалуйста, закройте, — просит директор журналистов, которые открыли дверь теплиц, чтобы сфотографировать огурцы не через стекло. — Вирусы — проблема очень серьезная, вы не думайте, что мы тут «показушно» вас одели, это малая мера безопасности.
Насчет яркого света он отвечает, что предприятие получило все необходимые разрешения и прошло экспертизу. Яркое свечение было, когда в теплицах проводились пусконаладочные работы, об этом, по словам директора, была предупреждена борская администрация. Сейчас растения стали поглощать этот свет.
Насчет сильного шума Почечуев сказал, что звук исходит от девяти газовых генераторов, за которыми круглосуточно следит инженерная служба, и никакой аварии произойти не может.
Руководство предприятия встревожено тем, что доставляет неудобства местным жителям, поэтому на комбинате инициирована внутренняя проверка, которая завершится в январе-феврале 2022 года. По итогам руководство разработает меры, которые должны «улучшить ситуацию».
Про воду, запах и социальную ответственность
По словам руководителя теплиц, на предприятии воду не сливают в реку, ею поливают растения, а ту воду, что огурцы и томаты «не выпивают», обеззараживают и используют повторно.
— Неприятного запаха я не ощущаю, я не понимаю, о чем речь вообще.
— Но его ощущают жители деревни Ивонькино, — спрашивает одна из журналистов.
— Я комментировать это не могу, — ответил Почечуев.
— Еще раз подчеркиваю, последняя проверка прокуратуры показала отсутствие нарушений. Но инвестор просил всем передать, что мы социально ответственные, и несмотря ни на что будет разрабатывать мероприятия, которые помогут снизить уровень шума и света, — сказал он, уточнив, что шум действительно исходит от девяти газовых генераторов, за которыми круглосуточно следит инженерная служба.
Также на экспертизы и разрешения Почечуев сослался, когда отвечал на вопрос, касающийся перебоев с водой в домах местных жителей. По его словам, предприятие действительно берет воду из скважин, но «все риски оценены».
Обращение к жителям
По словам Почечуева, руководство тепличного комплекса готово рассказать местным жителям о работе предприятия, однако к ним с этим запросом никто не обращался.
— Мы здесь, мы близко, можно обратиться. Есть соцсети, давайте с вами всё обсудим. Никто не обратился, все начали поднимать волну и возмущаться… Я хочу пригласить сюда тех, кто возмущается, но всех позвать сюда мы не можем. Поэтому мне нужны ответственные люди, которые всё бы здесь посмотрели и без всякой предвзятости рассказали, плохо у нас или хорошо, — прокомментировал он.
Директор комплекса добавил, что борская администрация должна собрать список из 20 человек, которые хотят посетить теплицы. Комбинат оплатит автобус, который отвезет людей на место.
— Вы же к себе домой никого не пускаете без согласования, правильно? — сказал Игорь Почечуев.
Планы на будущее
Сейчас тепличный комплекс работает на 50%. В январе 2022 года заработает еще четыре производственных блока, в которых будут расти огурцы и томаты. Также на предприятии планируют запустить салатную линию.
Прокомментировать возможное строительство теплиц на соседнем поле Игорь Почечуев отказался.
Напомним, жители деревень Ивонькино и Телятьево жаловались на яркий свет, который исходит от тепличного комбината «Нижегородский», неприятный запах и сильный шум. По их словам, предприятие начало работать в октябре 2021 года, а о том, что в 200 метрах от жилых домов разместится такой комплекс, людям «забыли» сказать.