Как часто вы обращаете внимание на здания в городе? Бывает ли такое, что рассматривать постройку хочется часами, внимательно изучая детали? За вековую историю в Нижнем Новгороде было построено немало зданий, которые завораживают одним своим видом. Каждое из них — образец отдельного архитектурного стиля. NN.RU решил вспомнить наиболее яркие и красивые здания города. Причем большинство из них притягательны не только своими фасадами, но и историей.
Многие здания, о которых пойдет речь в тексте, были построены в 90-е годы. Нижегородскую архитектурную школу того времени называют феноменом. Здания, спроектированные в этот период, стабильно брали первые места на российских фестивалях. А их изящество и оригинальность не вписывалась в привычные стандарты. Одно из таких строений — здание Федеральной налоговой службы на улице Фрунзе, расположенное рядом с площадью Свободы. Это одно из самых замысловатых и необычных по архитектурным формам здание в городе. В нем есть все: терем и модерн, мозаика и ажурный металл и вольная импровизация. Проектирование здания занимались известные мастера нижегородской архитектурной школы Александр Харитонов, Евгений Пестов, Сергей Попов и Игорь Гольцев. Здание за счет своей задумки и силуэтов получило название «башня-репродуктор». Во время проведения первого «Нижегородского архитектурного рейтинга» оно стало лучшим из числа построенных с 1987 по 1997 годы.
Похожее по стилистике здание находится на Малой Покровской — бывшее здание банка «Гарантия», а теперь «Саровбизнесбанка». Проектировали строение с замысловатыми арками и округлениями уже известные архитектурные мастера — Харитонов и Пестов. За этот проект архитекторы получили Государственную премию РФ. Тут, действительно, есть чем восхититься: за счет плавных переходов стен, фигурных башен и коллажей из частей здание напоминает сказочный замок. Из-за необычной формы дом часто называют сундуком, где как раз таки и хранились деньги банка. А центральный вход напоминает замочную скважину, с узорчатым обрамлением сверху.
В Нижнем Новгороде есть еще один банк, который является и символом, и достопримечательностью города. На главной улице Большой Покровской стоит здание-замок, выстроенное к 300-летию династии Романовых. В 1913 году последний русский император Николай II приезжал на его открытие. Внутри здание украшают росписи по эскизам великого художника русских сказок Ивана Билибина.
Раньше нижегородцы могли попасть на экскурсию в Госбанк, но уже несколько лет эта традиция не проводится.
Продолжая тематику банков, расскажем про тот, который был открыт более сотни лет назад. Крестьянский поземельный банк, в котором последние годы находится Дворец детского творчества имени В. П. Чкалова, построили в 1916 году. Ансамбль из трех строений: главного корпуса, служб и ограды — находится на улице Пискунова. Спроектировано здание было гражданским инженером Федором Ливчаком. Наибольший интерес вызывают окна и своды здания. Их украшают майоликовые панно, на которых изображены древнерусский витязь, крестьянин, вспахивающий поле, и батальная сцена Первой мировой войны. Последние несколько лет здание не могут отремонтировать — подрядчик раз за разом срывал сроки и власти пытаются найти новую фирму.
Экспериментировать с формами и объемами нижегородские архитекторы начали еще давно. Яркий пример тому — работа Алексея Полтанова — бывшая конюшня купцов Башкировых, построенная в начале XX века. Здание до сих пор является изюминкой исторической части и улицы Большой Печерской. Конюшенный корпус со всех сторон оканчивается округлыми объемами. На Семашко выходит один из торцов здания с огромным округлым окном. А въезд в конюшни оформлен в виде заглубленной ребристой раковины.
Архиерейское подворье храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — украшение улицы Грузинской. Закладка общежития вместе с храмом состоялась в 1894 году, строительство спонсировали купцы Рукавишниковы. Освятили храм в 1897 году, а уже при советской власти, в 1939 году, в здании был открыт институт микробиологии. В 2013 году лаборатория переехала, и начались работы по восстановлению храма. Наибольший интерес представляет купол здания, который украшен окнами и сандриками над ними.
Нельзя не упомянуть и бывшую фабрику «Маяк», спроектированную выдающимся архитектором эпохи модерна Федором Шехтелем. Построена она была по заказу Сергея Рукавишникова накануне Первой мировой. Фасад, выходящий на Нижне-Волжскую набережную, выполнен в псевдоготическом стиле с узкими высокими окнами и стрельчатыми башенками (дань моде того времени на всё «историческое»). Со стороны Рождественской — фасад в стиле модерн. Там вход в здание украшают скульптуры рабочего и крестьянки — работы прославленного Сергея Коненкова, «русского Родена». Это отнюдь не рабочий и колхозница — это аллегорические фигуры промышленности и сельского хозяйства. Несколько лет назад здание реставрировали, теперь там находится академия «Маяк» имени Сахарова.
Рукавишниковы строили не только здания для бизнеса, но и для себя. Например, их усадьба на Верхне-Волжской набережной, построенная в 1877 году по проекту Петра Бойцова — настоящая изюминка исторической части города. Живописный фасад, выходящий на Верхневолжскую набережную, исполнен в духе итальянского палаццо со стилизованными формами и деталями барокко. Лепнина выполнена с использованием флоральных мотивов: лиственные гирлянды спускаются с наличников длинными фестонами. Сейчас в здании располагается музей.
Красивые дома — не обязательно административные. Необычную стилистику постройки можно найти и в жилой застройке. Пример тому так называемые Бусыгинские дома. Во второй половине 30-х годов ХХ века в градостроительстве наступила новая эпоха — на смену минимализму пришел сталинский ампир. Здания стали возводиться с балконами, лоджиями, эркерами, оштукатуренными фасадами и скульптурами. В одном из них долгие годы жил А. Х. Бусыгин, кузнец, зачинатель стахановского движения на автозаводе. В названии квартала закрепилась память об этом человеке. Дома традиционно красят в серый и желтый цвета и называют, соответственно, серые и желтые Бусыгинские дома. Серый Бусыгинский дом-квартал построен по проекту профессора архитектуры И. Голосова. Это огромный многоквартирный дом. Здание зрительно разбивается большими арками, через которые можно попасть во двор. Внутреннее пространство также огромно, как и сам дом. Классический элемент декора — пилястры, под ними — выступы — как бы продолжение подъездов, на них предполагалось поставить скульптурные изображения рабочих.
Гостиница «Октябрьская», расположенная на Верхне-Волжской набережной, тоже привлекает внимание. Она была построена в 1987 году по проекту 1983 года «Горьковгражданпроекта», созданным небезызвестным Александром Харитонов, Владимиром Коваленко и Анной Гельфонд. Если посмотреть на здание сверху, по своей форме оно напомнит куб. Но есть и особый элемент — небольшая ротонда на крыше. В стилистике этого будто собрала архитектурные приемы с других знаковых зданий на набережной: эркеры, ротонда, смотровая площадка. Гостиница, к слову, до сих пор действует.
Приведенный выше список, разумеется, далеко не исчерпывающий. В городе наберется еще пара десятков красивых сооружений. Если вы считаете, что кого-то незаслуженно обошли вниманием, напишите в комментариях, какой именно дом или здание стоит отметить.
Это далеко не все каменные красоты Нижнего Новгорода. Самое интересно, как правило, находится за фасадами. Мы сделали специальный репортаж, посвященный «обратной» стороне нашего города, где рассказали про самые интересные дворы Большой Покровской.