Баня на Новой — изюминка Нижнего Новгорода. Ее искренне любят постояльцы и регулярно советуют для посещения гостям города. NN.RU решил сам убедиться, оправдан ли такой статус. Наш корреспондент Алексей Сапожков сходил попариться и узнать, чем живет самая популярная баня в городе. Далее — от первого лица.
Просьб посетить другие бани Нижнего после первого обзора NN.RU было множество. Больше всего читатели ратовали за баню на улице Новой, ведь она пользуется дикой популярностью в городе, и не сходить туда было бы кощунством.
Она чуть меньше баньки на Ковалихинской, но это не делает ее хуже. Даже не заходя в здание, можно понять, что здесь всё чинно. Уютный дворик, очищенные лестницы и никакого мусора. Сама баня расположена в тихом дворике, куда почти не заезжают машины, — еще один плюс.
Первое впечатление: здесь стараются поддерживать идеальную чистоту, и расхаживать в грязной обуви внутри вам никто не даст. На Новой строгие правила, но сами сотрудники очень доброжелательные. Сначала я подумал, что над нами пошутили и сюда не ходят толпами, раз здесь настолько чисто, но ответ кассирши был диаметрально противоположным:
— Очень часто. Всегда народ есть, особенно по четвергам. Меньше всего в понедельник, и то в парилку очереди стоят, — поделилась женщина.
Чтобы пройти через турникеты, нужно сначала купить пропуск. Он выдается всего на два с половиной часа: льготный стоит 240 рублей, а обычный — 480. Устройство фиксирует время прямо как на заводе. Забегая вперед — старожилы научились обходить ограничение по времени довольно хитрым способом, но срабатывает такая лазейка далеко не всегда.
Чтобы попасть в раздевалку, нужно забраться по лестнице наверх. Там есть два помещения: малое и большое, где, собственно, и переодеваются гости. Плитка, шкафы, инвентарь — всё новое и не отдает ветхостью. В раздевалке, да и во всей бане, очень уютно из-за больших окон, особенно в солнечные дни. Но местные ходят сюда не для того, чтобы созерцать:
— Хожу раз в недельку, — признался Иван, постоянный посетитель. — Года четыре уже точно. Лучше бани в городе нет. Парная здесь просто «во»!
Мужчины рассказали, что ремонт в бане был относительно недавно, сразу после ковида. Периодически возникает потребность что-то подлатать, но серьезных работ здание, как и убранство, не требует. Тогда же и разделили шкафчики: раньше они стояли впритык, так что приходилось буквально тереться друг об друга. Теперь стало гораздо удобнее — между шкафами появились небольшие проходы.
Здесь все свои. Даже уборщица Милана ходит мимо голых мужчин как ни в чём ни бывало — впрочем, они ее тоже не стесняются. Когда я уже разделся, вспомнил, что забыл мыло. Мне посоветовали обратиться к Милане — через минуту в руках уже был заветный брусок, тазик и даже специальная сидушка.
Итак, теперь по самому процессу мытья: душевых кабин всего четыре. Кроме меня в бане утром в четверг было еще около 30 человек. Чтобы не возникало очередей ни в парную, ни в душевые, вся орава делится на две группы: первые парятся, вторые — либо отдыхают, либо моются. Конечно, это разделение не строгое и не обязательное, но его стараются придерживаться.
— Народу здесь всегда много — рассказал постоялец. — Свои компании есть, кто-то в один день собирается, кто-то в другой. Все друг друга знают, есть кто по 10 лет ходят, а есть и старожилы. Тут мужики бывают, и по 30 лет ходят. Я хожу исключительно по четвергам.
— А почему? — поинтересовался я.
— Ну как почему, принято так. С отцом всегда так ходили.
В бане на Новой, как и везде, ходят на первый пар и второй: с утра собираются любители погорячее, а вот с часа дня температура в парильне чуточку сбавляется. Скажу честно, такого жара с утра я не ожидал:
— Да тут за сотню где-то, — сказал один из парящихся. — Вообще топят хорошо. Самое то.
В этот момент открылась дверь и в парильню зашел банщик.
— Господа, приготовьтесь. Сейчас будет жарко, — сказал он, зачерпывая воду.
Черпак у него был довольно необычного вида: длинный черенок, где-то полтора метра, а на конце сам ковш размером с небольшую чашку. Такие размеры нужны ради безопасности, так как раскаленные камни в печи находятся выше головы.
Угловая скамья, как и в бане на Ковалихинской, расположена на платформе с широкой лестницей. На ней одновременно могут уместиться где-то человек десять, и еще шестеро на лестнице. В общем, парная сделана довольно практично — ничего лишнего.
После всего действия лучше всего окатить себя прохладной водой. Потом все отдыхающие собираются в раздевалке, чтобы передохнуть от жары и попить чая. Алкоголя я не увидел: баня и спиртное вместе уживаются плохо, как объясняют местные. В баню на Новой ходят за самим процессом:
— Жалко, конечно, что всего два с половиной часа, — пожаловался Михаил Иванович. — Вообще времени не хватает, подольше хочется. Еще и с утра бывает подолгу не пускают.
После этих слов у Михаила Ивановича созрел план идеального «преступления»: обменяться со мной пропусками, чтобы он мог подольше попариться. Сказано — сделано. Одно «но»: когда я уходил, схему быстро раскусили.
— Молодой человек, а у вас чего пропуск красный? Вам же синий выдавали, — сказала кассирша.
Оказывается, цветовая дифференциация карточек нужна для определения категории: льготный пропуск — красный, обычный — синий. Пришлось некоторое время объяснять ситуацию, и женщина смягчилась:
— Да они постоянно так, поименно знаю. Если их не контролировать — вообще до самого вечера париться будут, не оттащишь.