История с паводками и подтоплениями для нашего региона стала привычной, ожидаемой и иногда даже прогнозируемой. Ежегодно с наступлением весны заливает десятки низководных мостов и некоторые жители на какое-то время остаются отрезанными от большой земли. В этом году снега выпало больше, чем обычно, а затем наступило резкое потепление. Ситуация с паводком из-за этого в некоторых районах Нижегородской области стала катастрофической.
В небольшом селе Ивановское под Богородском мост не только подтопило, но и напрочь снесло мощным потоком разлившейся лесной речки. Врачи скорой добираются до села пешком, автолавка с продуктами тормозит в нескольких километрах от села. NN.RU отправился на место: мы пообщались с местными жителями и главой администрации, а также выяснили, почему появление постоянной переправы, по мнению властей, не особо решит проблему сельчан.
Поселение находится на расстоянии чуть более 100 километров от Нижнего Новгорода. Из беседы с местными мы поняли, что постоянно там проживают около 15 человек — в основном пенсионеры.
На подъезде к селу протекает небольшая речка Сечуга. Летом она скорее напоминает ручей, а иногда и вовсе пересыхает. Однако, когда тает снег, в Ивановском настоящая катастрофа — люди оказываются отрезаны от внешнего мира. В этом году мост через реку и вовсе снесло. Когда мы приехали на место, у Сечуги вовсю трудились рабочие — местные мужики, приступившие к работам по просьбе администрации.
— Сколько работаете-то?
— Ну, сегодня уже часа полтора. Пока только такой мост будет, машины по нему не проедут. Раньше нормальный, автомобильный был. Сначала его частично обрушило, а теперь вот, остатки смыло. Берега размывает, мост становится короче, мы его все удлиняем и удлиняем, а без толку.
У моста стоял мужчина, у которого в поселке раньше жила мать, да и сам он нередко приезжал в Ивановское отдохнуть. Однако на днях пенсионерка скончалась. Теперь нижегородец не знает, как ему похоронить мать, ведь ритуальщики даже не могут заехать в село.
Набравшись смелости и пройдя по хлипкому мостику через разлившуюся реку, мы перебрались в село. Вслед рабочие в шутку крикнули нам: «Утонешь — домой не приходи». К слову, в Ивановском легче не стало: участки многих домов тоже серьезно затопило, уровень воды в некоторых местах поднялся до колена.
Мы дошли до края Ивановского и разговорились с одним из пенсионеров, который живет в этих местах уже почти полвека. Владимиру Николаевичу 72 года, пару лет назад он пережил инсульт, а из-за проблем с паводком к жителям даже не всегда может добраться скорая помощь. Мужчина поделился, что когда у него случился инсульт, он сам сел в машину и поехал встречать медиков, чтобы те забрали его в больницу.
— У меня УАЗик, мы вызвали скорую, я сажусь на этот УАЗик, кое-как шкандыбаю до него и еду. У нас объездная дорога есть, а через несколько участков поле, вот мы выезжаем туда на поле и встречаем врачей. Но сейчас там залило вообще наглухо всё. Я их встретил и говорю: «Вот он я, к вам приехал, давайте что-нибудь со мной делайте», — делится пенсионер.
Мужчина живет в Ивановском с женой, у которой, к слову, тоже серьезные проблемы со здоровьем. Магазина в селе нет, продуктами жителей снабжает автолавка, которая приезжает всего пару раз в неделю. Нетрудно догадаться, что пока моста нет, машина с товарами первой необходимости останавливается у деревни, не заезжая в нее. Идти пешком до машины жителям приходится не меньше двух километров. Одно счастье для местных пенсионеров — соцработники, которые навещают стариков и приносят продукты и лекарства.
Местные считают, что для нормализации положения необходимо сделать насыпь, а также уложить трубы, через которые будет отводиться часть воды. Иначе, как отметил Владимир Николаевич, все усилия будут напрасными.
— 45 лет мы в этом бардаке. Газа нет, дороги нет, переправиться нормально невозможно. Столыпинская деревня. Всё убито насмерть, — заключил пенсионер.
На пути обратно нам повезло случайно встретить главу Богородского округа Алексея Короткова. По словам чиновника, ситуация с подтоплениями прогнозируемая и ожидаемая.
— Мостику этому больше 20 лет было. Да, еще несколько дней назад по нему можно было проехать и мы проезжали. Но мы имеем и четыре дня активного таяния снега. Понимали, чем ситуация кончится, и сразу ввели режим повышенной готовности. Подготовили материал из резервов и начали строить деревянный мост. Только за одну ночь уровень воды поднялся на 30–40 см, и старый мост смыло. Понятно, что это временное решение. Но сейчас главное — не оставить людей без возможности перехода реки, чтоб сами могли за продуктами добраться, чтобы соцработник пройти мог. Больше шести часов люди без возможности перехода не оставались, — сказал NN.RU глава района Коротков.
Что касается постоянного моста, по которому смогут проезжать автомобили, то, как говорит чиновник, его должны сделать до окончания сезона. То есть, на новую переправу люди смогут рассчитывать в лучшем случае в сентябре-октябре текущего года. Кроме того, чтобы исключить дальнейшее уничтожение нового моста, берега речки намерены укрепить. А пока, как говорит Коротков, «ситуация под контролем».
— Сегодня село обеспечено мотопомпой в полном объеме. Есть пожарный наряд, с населением проведен инструктаж. Есть постоянно наша МКУ, пожарная охрана. Есть трудности, но мы всё-таки поборем эту ситуацию, — уверенно резюмировал глава района.
Кстати, ранее мы рассказывали об аналогичной ситуации про жителей Спасского и Воротынского районов, которые оказались отрезаны друг от друга из-за обрушения моста. Люди в буквальном смысле плыли на работу с помощью резиновых лодок. Подробнее об этом читайте в нашем репортаже.