В конце учебного года дети отмечают выпускные. Есть этот праздник и в нижегородском Центре поддержки семьи, где занимаются особенные ребята. Для них организовали выступления аниматоров и шоу мыльных пузырей. NN.RU побывал на мероприятии и пообщался с родителями маленьких выпускников.
Выпускной прошел в местном Центре поддержки семьи. Это пространство было создано фондом «Обнаженные сердца», который принадлежит уроженке Нижнего Новгорода, всемирно известной модели Наталье Водяновой.
В Центре занимаются малыши с РАС и уже взрослые ребята с особенностями. Для дошкольников есть разные программы, в рамках которых их обучают коммуникации с другими людьми и разным важным навыкам.
— Меня всегда учили, что если ребенок не говорит, значит с ним нужно больше разговаривать. Чем больше я старалась в это погрузиться, тем больше сопротивления видела от ребенка. Он уходил, закрывался, злился. Здесь мне сказали, что не надо так много говорить. Для него человеческая речь была как белый шум. Мы ввели дома режим тишины, я общалась с ними по одному-двум словам, и это дало результаты, — отметила Юлия Максимцева.
Сыну Юлии четыре года, у мальчика расстройство аутистического спектра. В Центре он занимался учебный год — с сентября по май. По словам девушки, за это время ребенок научился быть более самостоятельным.
— Он стал коммуницировать (раньше он только мычал), просить какими-то звуками. Из недавнего — он взял меня за руку, поднес свою руку к моим губам, поцеловал ее, посмотрел на меня и сказал: «Мама». Я расплакалась. Муж, который в этот момент был рядом, тоже расплакался, — поделилась Юлия.
По словам нижегородки, мальчик наконец начал играть: все игрушки старшего брата пошли в дело. Прежде они лежали почти нетронутыми. Родители стали покупать пирамидки, конструкторы и машинки.
В Центре учат не только особенных детей, но и их родителей. По словам Ирины Смирновой, сотрудники объясняют, что такое аутизм, как с ним жить и как нужно общаться с ребенком. После этого там стал заниматься ее сын Кирилл.
— Он лучше стал речь обращенную понимать, указательный жест появился, на имя прекрасно отзывается. В целом какие-то простые инструкции стал лучше понимать. С туалетным тренингом тоже у нас хорошие успехи. Мы еще работаем над этим, но очень хорошие успехи, — рассказала девушка.
— Когда дети приходят сюда на программы, мы сначала разговариваем на разных языках. У многих детей есть большие сложности с пониманием речи. Мы налаживаем отношения друг с другом, даем понять, что готовы помочь, с нами можно поиграть. Да, они не владеют словами. Они не могут нам сказать или не могут отказаться от чего-то, но мы даем им PECS (карточки с изображениями. — Прим. ред.), благодаря которым они могут нас попросить о чем-то, — отметила сотрудник Центра Светлана Митрофанова.