Учебный год только начался, а многие родители уже обеспокоены состоянием здоровья своих школьников. И дело не только в ОРВИ и угрозе заражения коронавирусом. Дети жалуются на недосып, у них часто болит голова, многие из них постоянно раздражены и недовольны. Мы — взрослые — таскаем их по врачам, пичкаем витаминами и фруктами, ругаемся из-за «зависания» с гаджетами в руках и стараемся лично донести неподъемные портфели хотя бы до ворот школы. В Роспотребнадзоре настаивают, что иногда не стоит так заморачиваться — достаточно наладить режим дня чада. Только вот возможно ли это в реальной жизни? Изучаем нормы сна и нахождения на свежем воздухе, перед компьютером и объективно оцениваем «масштабы катастрофы» в вашей семье.
— Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает им привыкнуть к новой жизни и правильно сочетать отдых и учебу. Он позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребенка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами. Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность, — акцентировали внимание родителей врачи Роспотребнадзора.
Сколько и как должен спать школьник?
— Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес так называемого «быстрого сна», от которого зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна хотя бы на 1 час на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму, — рассказали в нижегородском Роспотребнадзоре.
Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1–4-м классе — 10–10,5 часа; в 5–7-м классе — 10,5 часа; в 6–9-м классе — 9–9,5 часа; в 10–11-м классе — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Кроме того, чтобы обеспечить своему ребенку качественный сон, нужно соблюдать еще немало условий:
Ложиться спать в одно и то же время;
Ограничивать после 19:00 эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов);
Сформировать собственные полезные привычки («ритуалы»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение;
Кровать у ребёнка должна быть ровной, непровисающей и с невысокой подушкой;
Комнату нужно хорошо проветривать.
Как организовать рабочее место ученика и сколько сидеть за компьютером?
Здесь вроде бы все давно понятно — прописные истины. Но напомнить их не мешает. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок левша, то наоборот). Аналогично должно быть налажено искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет абажур.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
Кстати, дети быстро растут, поэтому контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.
Если говорить про компьютер и гаджеты, то ограничить их использование сейчас очень сложно. Для многих семей это настоящая головная боль и причина 90% ссор с детьми. Но если дома мы худо-бедно регулируем время за компьютером, то неплохо бы взять под контроль и школьные занятия у монитора.
Вот те нормы, которые настоятельно рекомендует соблюдать Роспотребнадзор.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать:
для обучающихся в I–IV классах — 15 минут;
для обучающихся в V–VII классах — 20 минут;
для обучающихся в VIII–IX классах — 25 минут;
для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий — 30 минут, на втором — 20 минут.
Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся I–IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V–VIII классах — 2 урока, для обучающихся в IX–XI классах — 3 урока.
При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.
Внеучебные занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
для обучающихся в II–V классах — не более 60 минут;
для обучающихся в VI классах и старше — не более 90 минут.
Сколько ребенок должен ежедневно гулять?
В погоне за отличными оценками и спортивными/музыкальными победами мы часто забываем о том, что наше чадо должно не только «достигать», но и расслабляться и отдыхать. Причем не просто сидя перед телевизором, компьютерной игрой или в соцсетях. Лучшее времяпрепровождения для школьника — прогулка. Помните, нас в свое время и домой то загнать было невозможно. А сейчас на детских площадках, к сожалению, можно встретить только детсадовцев.
По данным Роспотребнадзора, продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Удается ли вам хотя бы приблизиться к нормам Роспотребнадзора, чтобы обеспечить ЗОЖ для вашего школьника?