Светлана Чанова из Нижнего Новгорода стала мамой в 25 лет: во время беременности никаких трудностей не возникало. Уже в родильной палате девушка узнала, что ее сын, которого назвали Артем, — особенный. Врачи оценили физическое состояние новорожденного очень высоко, но возникли подозрения, что у ребенка синдром Дауна.
Как призналась в беседе с нами Светлана, в первые несколько дней после родов она не рассказывала о возможном диагнозе даже мужу. Нижегородке было все равно и на то, как отреагируют родственники. Женщина точно знала — ребенка она никому не отдаст.
Спустя некоторое время Артему поставили точный диагноз — синдром Дауна. Малышу предстояло провести некоторое время в больнице вместе с мамой. Там Светлана столкнулась с медиком, который попытался отговорить ее от младенца.
— В одной из больниц, где мы лежали, к нам в палату пришла врач. Дальше минут 10 она говорила, что всё ужасно, ужасный диагноз, у меня ребенок будет овощем. «Зачем тебе мучиться? Зачем тебе страдать? Ты молодая. Еще и муж уйдет», — вспоминает разговор в больнице Светлана.
Часто генетические недуги сопровождают и другие проблемы. Для людей с синдромом Дауна — это сердечно-сосудистые заболевания. Когда Артему было несколько месяцев, врач направила мальчика в диагностический центр, чтобы проверить сердце. Оказалось, что у него сложная внутрисердечная аномалия — полная форма АВК. Мальчику провели две операции.
АВК — открытый атриовентрикулярный канал. Это порок сердца, при котором имеются дефекты (отверстия) межпредсердной и межжелудочковой перегородок (стенок между предсердиями и между желудочками сердца) и расщепление створок митрального и трехстворчатого клапанов сердца.
Через два года у молодых родителей появился еще один ребенок — Степа. Во время беременности Светлану направляли к генетикам, однако сдавать анализ она не пошла. Вместе с мужем они решили родить ребенка и ориентироваться по обстоятельствам.
Сейчас Артему уже 12 лет, а Степе — 10. Мальчики отлично ладят между собой. Оба учатся в школах, но в разных. У братьев полно друзей и увлечений. Так, Артем выбрал футбол, шитье и рисование. Кроме этого, старший сын Светланы регулярно посещает занятия по иппотерапии и другие поддерживающие консультации. Трудности сейчас вызывает только устная речь. Здесь предстоит еще много работы.
О будущем мальчика говорить еще рано, однако Светлана понимает — полностью обособиться сын, скорее всего, не сможет.
— У нас с мужем есть мечта: классно, если будет дом, а рядом какое-то помещение, где он сможет жить сам, но рядом с нами. Может, получится организовать какое-то сообщество, где будут «солнечные люди» примерно одного возраста жить как-то совместно, каждый в своей комнате. Но все равно рядом всегда будут родители.
Напомним, в нашем прошлом материале мы рассказали о юной нижегородке по имени Алена. Девушка рассказала, как живет с редчайшей кожной болезнью и почему ее называют «рыбкой».