44-летний Дмитрий Макаров известен как человек, который удерживал и насиловал в гараже на Автозаводе 18-летнюю девушку. Мужчина был пойман в мае этого года и помещен на принудительное лечение в психиатрическую больницу на улице Июльских дней. Несколько дней назад опасный пациент сбежал оттуда в трико и тапочках, и вот уже три дня никто не знает, где он находится. Информацию о побеге распространяют волонтеры. В полиции событие освещают очень скупо. Руководитель отдела расследований нижегородского Комитета против пыток Сергей Бабинец поделился мыслями по этому поводу.
У нас тут в Нижнем Новгороде сбежал маньяк — именно об этом пишут последние несколько дней в соцсетях. Совершил побег из психбольницы некий Дмитрий Макаров, ранее задержанный по подозрению в издевательствах над девушкой, которую он насильно удерживал в гараже.
Удивительно, но информацию о побеге начала распространять поисково-спасательная группа «Рысь».
Начали вместе с Иваном Жильцовым (коллега юриста. — Прим. ред.) смотреть сайт нижегородской полиции — по каким-то неведомым причинам об этом происшествии ни слова. Не знаю, может это что-то обыденное и не заслуживающее внимания… (У нас в городе каждый день насильники сбегают из больницы что ли?)
О Макарове писали СМИ в мае этого года, что он был задержан и в отношении него было возбуждено уголовное дело по части первой статьи 132 УК РФ — «Насильственные действия сексуального характера»:
— 19 мая следователи следственного управления по Автозаводскому району совместно с оперативными сотрудниками отдела полиции № 1, отрабатывая информацию об удержании в одном из гаражей Автозаводского района молодой девушки, освободили 18-летнюю потерпевшую, которая в тот момент находилась под воздействием сильнодействующих препаратов, — рассказала старший помощник руководителя СУ СК России по Нижегородской области Юлия Склярова. — Девушка госпитализирована. В настоящее время ее состояние медики оценивают как удовлетворительное.
И вот такой гражданин сбежал.
Полиция молчит. О побеге не сообщает. (На самом деле спустя два дня после побега Дмитрия Макарова полиция распространила среди СМИ информацию о побеге некоего мужчины. Но на официальный запрос с просьбой сообщить, за какое преступление он был помещен в больницу, полиция ответила NN.RU отказом, сославшись на то, что «данные о наличии — отсутствии у лица судимости, о привлечении его к административной ответственности или доставлении в ОВД могут быть предоставлены только по его личному обращению в ОВД, либо его законному представителю». — Прим. ред.)
Почему на сайтах, по ТВ не выступили представители МВД, которые бы разъяснили, как себя вести гражданам при встрече с обвиняемым?
Что вообще сделала полиция, чтобы обезопасить горожан? Может, кордоны по городу выставили, наряды ППСП усилили, на вокзалах досмотры усилены, план «Перехват» и тому подобное?
Почему поисково-спасательные отряды делают то, что должна делать полиция?
Я решил немного изучить дело Макарова и вот что выяснил. Оказывается, он до сих пор под следствием. В этом месяце (согласно информации, размещенной в СМИ) следователь собирался выходить в суд с ходатайством о применении к Макарову мер принудительного медицинского характера. Судя по тому, что Макаров сбежал из психушки, следователь постановление действительно вынес, а суд его удовлетворил. До этого Макаров скорее всего находился в СИЗО.
Какие основания были у следователя, чтобы Макарова перевести из СИЗО в гражданскую больницу?
Судя по тем же публикациям в Сети, Макаров еще задолго до задержания имел справку и проходил лечение в психиатрической больнице с диагнозом «шизофрения». В то же время это ему нисколько не мешало нормально жить. Занимался ремонтом и постройкой гаражей, искал людей, которые на него работали, якобы занимался сбором металла, имел деньги.
Его якобы много раз задерживали: и за воровство, и за угон автомобилей, но всегда отпускали, так как у него была справка. Судя по статье в «Комсомолке», на невменяемого Макаров явно не похож. Имел справку? Хорошо, но какие основания для применения мер принудительного медицинского характера?
Причины могут быть разные. Но с учетом того, что он явно в своем уме и не похож на овощ, за ним должны были приглядывать, а в идеале — приставить охрану возле палаты. И, конечно же, озаботиться этим должен был в том числе и следователь, который ведет дело.
Почему следователь и суд не решили вопрос с охраной обвиняемого в совершении тяжкого преступления?
А может охрана была, но они прошляпили Макарова?
А если Макаров настолько хитер, как про него пишут СМИ, то может быть у него были сообщники, которые помогли ему сбежать из больницы? Не хотят ли органы проверить персонал больницы (кстати, может он в ней и лечился ранее и знает персонал) на причастность к побегу Макарова?
Но самый главный вопрос: куда смотрела полиция?
Ведь согласно Закону «О полиции», полиция обязана участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами... представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра.
Вопросы, вопросы, вопросы, а ответов нет. Берегите себя и своих близких.