Привет, дорогой читатель! Меня зовут Денис Стрелков. Уже больше трех месяцев я возглавляю твой любимый городской портал — NN.RU. Хочу поговорить с тобой о двух главных, на мой взгляд, событиях прошедшей недели.
За это время редакция выпустила много материалов про коронавирус: я лично побывал в «красной» зоне больницы имени Семашко, видел своими глазами, как в реанимацию влетала бригада врачей с бездыханным пожилым мужчиной, слышал множество историй о неожиданных смертях на работе, в транспорте, на улице.
К осени жители России устали читать про коронавирусную повестку и смирились с пандемией. Количество заразившихся колебалось примерно на одном уровне либо росло очень медленно. Это было не похоже на тот рост в прогрессии, который происходил весной. Многие мои знакомые, да и я, сомневались в официальных «коронавирусных» цифрах.
В это же время в Нижегородской области, как и по всей стране, разворачивалась гораздо более страшная волна ковида. Это было понятно на интуитивном уровне — мы видели огромные очереди в поликлиниках, у нас массово заболевали родственники и знакомые, но реальные масштабы оценить было сложно.
На этой неделе Росстат опубликовал данные о демографической ситуации в России за 2020 год с разбивкой по регионам. Мы в редакции проанализировали избыточную смертность — единственный показатель, по которому мы можем оценивать последствия жестокого 2020 года. В прошлом году мы недосчитались 55 086 нижегородцев. Это почти на 8 тысяч больше, чем умерло в относительно спокойном 2019-м. Наиболее сложным месяцем оказался декабрь — там скончалось на 62% больше нижегородцев, чем в декабре годом ранее. Избыточная смертность одного декабря значительно больше (2476 человек), чем официальные данные по смертности от ковида в Нижегородской области за год (1646 человек).
Издание Meduza воспользовалось той же статистикой и сопоставило избыточную смертность и официальную смертность от ковида в разных странах мира. Их данные говорят о том, что Россия — одна из наиболее пострадавших, а ее статистика коронавирусных смертей, возможно, одна из самых заниженных в мире.
Натянуть ОР на «Голос»
Второе, о чем хотелось бы рассказать: основатель NN.RU Михаил Иосилевич уже почти две недели находится в СИЗО № 1 Нижнего Новгорода. Сейчас редакция никак не связана с ним — Иосилевич и его бизнес-партнер Илья Осипов полностью продали портал в 2012 году.
Когда я возглавил портал и начал разбираться в деле Иосилевича, то не был с ним даже знаком. Люди в правоохранительных органах говорили мне, что я бы не сомневался в его виновности, если бы знал все детали — вот только эти детали, конечно же, они мне сказать не могли.
Потом я увидел фабулу дела. Михаила Иосилевича обвинили в том, что он сдал помещение «Голосу». Следователи почему-то решили, что «Голос» имеет отношение к «Открытой России» (организация признана нежелательной на территории РФ) Михаила Ходорковского. Вот только никаких фактов того, что это связанные организации, предоставлено не было.
Тысячи собственников по всему Нижнему Новгороду каждый день сдают помещения разным людям и организациям, которые никак не запрещены в России и не считаются нежелательными. Так было и с Михаилом Иосилевичем. Только его за это поместили в СИЗО.
Уважаемые следователи! Я всегда стараюсь быть объективным и не занимать чью-либо сторону. Но для сомнений в законопослушности Михаила Иосилевича мне, как и сотням других граждан России, нужны какие-то более весомые причины, чем чье-то желание натянуть ОР на «Голос».