Крупные фестивали и местечковые праздники могут оживить город, а могут выхолостить его. Какая судьба уготована Нижнему Новгороду и почему праздники городу нужны, рассказала антрополог, урбанист Елена Трубина.
Елена Трубина - антрополог, урбанист, доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии Уральского государственного университета.
Екатеринбурженка Елена Трубина провела в Нижнем Новгороде неделю, изучая город, давая и проводя интервью. На семинаре «Урбанистические истории Нижнего: городские праздники и трансформация перемещений», который прошел в Волго-Вятском центре современного искусства в конце июля, гостья призналась, что это был её второй визит и она очень полюбила Нижний Новгород. «По плотности культурной среды и качеству культурных событий, которые иногда здесь возможны, Нижний выдерживает конкуренцию с другими городами, где мне удалось побывать», - рассказала она.
Редакция NN.RU публикует выдержки из доклада екатеринбургского урбаниста «Городские праздники и их меняющаяся роль: Нижний Новгород в контексте «событийного капитализма».
Путеводители по многослойному городу
По мнению Елены Трубиной, качество интеллектуальной проработки того, чем является Нижний, что он значил и значит теперь, весьма успешно воплощается во впечатляющем количестве путеводителей, текстов, которые об этом городе написаны. «Это книги и книжечки на разный кошелек, от пары сотен до пары тысяч, которые предлагают в местных магазинах. Когда листаешь эти путеводители, совокупное качество сделанных текстов приятно удивляет. По стремлению ухватить в туристских тексах многослойность Нижнего, его противоречивую, парадоксальную историю, которая стремительно меняется, не мелочиться и не упрощать мне показалось очень похвальным», - считает она.
Гостья, однако, отметила разобщенность регионального центра и региона, отсутствие большой симпатии властей и представителей бизнес-сообщества в Нижнем Новгороде и областных городах. Вместе с тем, «увязать в единое целое» центр и периферию вполне возможно за счет выставок, экскурсий, других культурно-просветительских проектов.
Что такое событийный капитализм
«Событийный капитализм - термин, который я использую, анализируя происходящее в разных городах, - объяснила Елена Трубина. - Период общего туристического развития Росси отмечен тем, что материальные активы себя уже не оправдывают, и все большее внимание предпринимателей привлекает к себе культура. Она становится очень важным экономическим активом».
Культуру начинают продавать - как следствие, в городах увеличивается количество праздников, больших и малых. «Это и Олимпиады, чемпионаты мира, выставки – то, на что тратятся миллиарды долларов, что привлекает сотни, тысячи людей, - и менее крупные джазовые фестивали, бьеннале, и фестиваль капусты в одной из нижегородских деревень. Масштаб событий и тема могут быть разными», - добавила урбанист.
По мнению Елены Трубиной, поскольку теперь деньги решают, где им осесть, образовать новые рабочие места, города – от самых маленьких до самых крупных - включаются в соревнование на право выиграть капитал. Одни процветают, другие оказываются в «лузерах». В гонке вынужден участвовать и Нижний Новгород. Он также пытается заметнее на карте страны посредством различных событий.
Через праздники – к пассивному электорату
Урбанист привела две разных точки зрения на городские праздники, развлечения. Первая – высказанная американским географом Дэвидом Харви: «Многие культурные институты… как будто имеют своей целью мотивирование ностальгии, производство обеззараживания коллективной памяти, поощрение некритического эстетического опыта и заключение будущих возможностей в неконфликтную сферу».
«Россияне, которые часто ездят за границу и видят бурлящую городскую жизнь, приводят это как лучший пример для нас. А Харви сморит на фестивали, праздники скептически, поскольку считает, что это поощрение пассивности, отвлечение внимания людей от проблем, с которыми они сталкиваются. Для него эти праздники - стимул все больше и больше предложений потреблять: еду, зрелища, удовольствие», - пояснила Елена Трубина.
Противоположную точку зрения высказал, по мнению антрополога, американский экономист Ричард Флорида: «Тебе нужны хорошие, талантливые, продуктивные работники? Сделай так, чтобы жизнь в твоем городе была вечным праздником, организуй для них бесконечное количество «третьих мест», сделай так, чтобы в твоем городе не кончались фестивали, и они к тебе приедут. К тебе приедут, а к нему - не приедут».
«В книге «Who is your city?» («Кто твой город?») Флорида говорит: «Если ты успешный айтишник, инженер, поезжай в город, который пригодится тебе в карьере и будущей жизни. Посмотри, годится ли этот город для тебя». Флорида и его последователи – поколение индивидуалистов, которые прикидывают, а стоит ли их окружение их самих, не задумываясь о том, стоит ли внести вклад в то, чтобы уличная жизнь была более живой, чем на тот момент, когда ты туда приехал», - отметила Елена Трубина.