Жители дома № 45 по улице Белинского борются с коммунальщиками за сохранение изначального архитектурного облика своих фасадов. Три дня назад нижегородцы узнали, что с сегодняшнего дня здание начнут обшивать утеплителем. Об этом журналистам NN.RU сообщили сами жильцы и городские урбанисты.
Как рассказали редакции нижегородцы, в первую очередь их удивил сам факт необходимости утепления фасадов: в доме со стенами толщиной 64 см и раньше было вполне тепло. Также людей возмутило, что, по их словам, предупреждение о начале работ пришло им всего за четыре дня, а сам ремонт выполняется в рамках капремонта, то есть — за их собственные деньги.
— Вчера мы разослали письма в прокуратуру, губернатору, в городскую администрацию и в ГЖИ. Везде стоят подписи не менее половины жителей дома. В Фонде капремонта нам пообещали донести проблему до начальства — больше никаких действий не последовало. Работы пока не начали, хотя в объявлении значится, что они должны начаться сегодня, и закончиться 1 июля.
Никто из сотрудников Фонда капремонта или других строительных организаций до сих пор не пообщался с жителями лично. По словам нижегородцев, срок капремонта для их дома был перенесен еще прошлым летом — жильцы подозревают, что это связано с 800-летием города.
— Конечно, делать все хотят за наши деньги. В целом мы не против того, чтобы отремонтировали фасад — он в плачевном состоянии, а крыша — еще хуже. Но утепление можно сделать, лишь испортив фасад полностью, а это нас не устраивает категорически. — рассказала редакции NN.RU жительница дома.
В «Нижегородского фонде ремонта МКД» журналистам рассказали, что утеплить дом без вреда для сталинских фасадов реально: для этого, по словам сотрудника, и существует проект. Однако технологию производства работ строитель описать не смог.
— Для того чтобы изменить проект капремонта или отказаться от этого вида работ, нужно провести собрание собственников, на котором 70% из них должны высказаться против утепления, в соответствие с площадью квартир. После этого нужно подать коллективное заявление. Мы пока взяли небольшую паузу, до конца майских праздников, чтобы жители успели решить свои проблемы. О начале работ жителей предупреждали за неделю — не знаю, почему это стало для них неожиданностью. Пока начнем делать кровлю, починка которой тоже входит в капремонт.
Журналисты NN.RU решили узнать мнения эксперта в области архитектуры, чтобы понять, возможно ли в принципе утеплить фасад снаружи, если на доме присутствует лепнина и другие фигурные элементы. Александр Зеляев, глава архитектурной мастерской «ВВС», уверен, что это невозможно.
— Все эти архитектурные элементы сделаны давно, они уже не новые. Их невозможно обшить так, чтобы не изуродовать — всю лепнину придется снимать, а затем клеить обратно. Скорее всего, она этого не выдержит и разрушится, а еще такой ремонт будет стоить безумных денег. Не думаю, что у Фонда есть проект, который позволит отремонтировать здание подобным образом, и сохранить все элементы в целости. Вообще, наружное утепление предназначено для панельных или кирпичных зданий без выделяющихся деталей. Дом № 45 по Белинского построен в то время, когда стены делали толстыми — 70 или даже 80 см. Их вообще нет смысла обшивать чем-либо. Чтобы отремонтировать это здание, нужно просто восстановить фасад — отштукатурить и покрасить стены и лепнину — и будет красиво.
Глава движения «Городские проекты» в Нижнем Новгороде Алексей Садомовский солидарен с архитектором.
— Эта ситуация никак не связана с юбилеем города: просто плановый капитальный ремонт. Почему-то утепление фасада сейчас включают вообще в любой капремонт входит, даже для тех домов, где никаких проблем с теплоизоляцией нет. «Сталинки» обладают очень толстыми стенами, и утепление — явно не то, что этому дому необходимо, причем работы эти недешевые. Почему фонд капитального ремонта так любит всё утеплять — можно только догадываться. Обшивка меняет геометрию фасада, это влияет, конечно, и на архитектурный облик дома — он теряет особенности стиля.
Напомним, ранее мы рассказывали, как нижегородцы выживают в двухсотлетнем купеческом особняке, который разваливается на части. В доме купца Лелькова скоро рухнет крыша, в стенах — огромные трещины, а жители продолжают бороться со своим ДУКом за ремонт фасадов и кровли.