Нижегородская область не пользуется своим богатством — реками. Жители региона давно просят региональное правительство организовать водные маршруты. Пока это реально выглядит только для туристических направлений.
Судя по многочисленным обращениям, самыми востребованными речными маршрутами будут направления на Лысково — Васильсурск и на Богородск — Павлово, заявил на заседании комитета по транспорту ОЗС его председатель Владимир Солдатенков.
Пассажирский водный транспорт в Нижнем Новгороде умер в 2013 году — не вынес конкуренции с наземным транспортом. Компания «Водоходъ» (Москва), которой был передан весь речной флот, из-за нерентабельности закрыла последние дотируемые социально-значимые маршруты на затон им. Калинина и Бор. Как сказали в судоходной компании, содержание их стало экономически нецелесообразным: в последнюю навигацию суда заполнялись на 22%.
В 2014 году попытались организовать перевозки от микрорайона Юг до Александровского сада, но маршрут просуществовал несколько недель. Из-за убытков перевозчик быстро поднял цены на билеты с 40 до 100 рублей, и нижегородцы перестали пользоваться речными трамвайчиками.
Правда, по словам представителя Волжского государственного университета водного транспорта Сергея Митрошина, этот результат был вполне предсказуем.
— Мы изначально давали свои предложения по подвижному составу. Тем не менее суда были закуплены другого типа, они не соответствовали объему перевозок, на наш взгляд, — пояснил он. — Второе: суда были разной вместимости. То есть если человек в одну сторону следует на судне, то на обратном пути он может на него не попасть, потому что не хватит места.
Суда — старые и медленные
Еще один момент, на который указал генеральный директор ЦКБ по СПК им. Алексеева Сергей Итальянцев: все суда, которые используют в Нижнем Новгороде, старые и с низкой скоростью — до 25 км/ч.
Региональный Минтранс вновь приступил к разработке речных маршрутов, доложил глава ведомства Вадим Власов. Экономические расчеты они готовы представить к концу навигации. С туристическими маршрутами — до Городца и Макарьева — все более-менее ясно, субсидии из областного бюджета составят не более 10 миллионов рублей.
Пассажирские направления требуют изучения нюансов: возможные пассажиропотоки, влияние альтернативных видов транспорта — электричек и автобусов. Пока разрабатывают линии от Нижнего Новгорода до Кстова и Дзержинска. На вопрос, почему у соседей — в Самарской, Ярославской, Волгоградской областях — речные перевозки успешно развиваются и занимают долю в 30–40%, министр ответил, что в Нижнем сильна конкуренция наземного транспорта. В нашем городе более развита система мостов, и для дачников, например, удобней добираться автомобилями.
На это упирал и замдиректора городского департамента транспорта и связи Дмитрий Рябушев.
— На областных перевозках пассажиропоток увеличивается, и здесь имеется смысл в сезонных речных перевозках. В Нижнем Новгороде с точностью до наоборот. Пассажиропоток в наземных видах транспорта и метро в летнее время падает на 15–20%. А здесь мы еще добавляем проводную способность, вводя на период навигации маршруты водного транспорта. Поэтому экономическая целесообразность здесь под вопросом, — заявил он.
Новинка нам поможет?
Зато хорошим поводом для возрождения речных перевозок стала новая разработка ЦКБ им. Алексеева. Это судно на подводных крыльях «Валдай 45Р».
— Получилось комфортабельное и экономичное судно вместимостью 45 пассажиров, как в автобусе, — рассказал Сергей Итальянцев. — Расход топлива 90 л/час, это очень хороший показатель, топливная составляющая в эксплуатации — 40–50% всех затрат. Скорость 65 км/час. На испытаниях даже превысили эту скорость, около 75 ходили.
«Валдай» хорош и тем, что у него высокая осадка — метр на плаву и 0,6 метра на ходу. Он проектировался в расчете на эксплуатацию на малых реках, и тем более он без проблем будет ходить по Оке.
Стоимость судна на первый взгляд пугает: 98 миллионов рублей. Но суда, которые производит Зеленодольский завод, стоят 300 миллионов рублей. Но, конечно, пока не наладится регулярный пассажиропоток, нужны будут дотации из областного бюджета.
Что касается цены проезда для пассажиров, то билет до Городца, например, стоит 220 рублей. На речном судне можно будет добраться за 300 рублей, зато быстрее и без пробок.
— «Валдай» — это, конечно, внутриобластные перевозки или в ближайшие города. А для межобластных перевозок подойдет «Метеор» на 100 пассажиров. Мы его прорабатываем, к 2020 году построим, — заключил Итальянцев. — Мы рассчитывали маршрут Нижний Новгород — Казань. Достаточно интересный маршрут, но это дело будущего.
Нужна инфраструктура
Ну и главный залог успеха проекта — чтобы им заинтересовался бизнес. По мнению гендиректора группы компаний «Гамма» Дмитрия Галкина, результат будет достигнут, если к решению задачи подходить комплексно.
По его мнению, начать нужно с инфраструктуры. В Городце есть причал, построенный в 2010 году. В Макарьеве — дебаркадер, а в Лыскове нет ничего, хотя туда поток пассажиров будет больше. Если построить причал в Кстове, он станет еще больше. Особенно если организовать автобус, который будет подвозить людей до нового города.
При таком подходе, уверен предприниматель, речной транспорт в Нижегородской области будет развиваться. Плюс нужны меры поддержки для речников, которых нет с 2012 года. Тогда субсидии составляли 10 миллионов рублей, сейчас — ноль.
— У нас альтернативы нет, потому что реки есть, но мы ими не пользуемся, — заметил Дмитрий Галкин. — Да, действительно, надо делать шаги. Да, действительно, надо тратить деньги. Да, действительно, надо строить причалы. Где-то рисковать. Но чтобы ничего не делать и чтоб все было — так же не бывает.
Кстати, он считает, что в Нижнем Новгороде существуют идеальные условия для плавающих автобусов (автобусов-амфибий). Но это, видимо, перспектива уж совсем далекого будущего.