Проект ВСМ от Москвы до Казани, которую одобрил премьер-министр Дмитрий Медведев, не поддержал президент. Возможно, следующая высокоскоростная железная дорога свяжет Москву и Санкт-Петербург.
Перспективы строительства ВСМ Москва — Казань Владимир Путин обсудил с профильным вице-премьером Максимом Акимовым. Об этом сообщил РБК со ссылкой на свои источники, близкие к правительству. Решение о старте строительства не принято, сказали собеседники агентства. Окончательно оно может быть объявлено 11 апреля.
Пресс-служба РЖД и представитель вице-премьера от комментариев изданию отказались. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил ТАСС, что решение о ВСМ Москва-Казань пока не принято, разные варианты находятся в проработке.
Первый участок магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань вошел в план развития магистральной инфраструктуры. Имеется в виду строительство новой ветки от Железнодорожного в Московской области до Гороховца во Владимирской. До Нижнего Новгорода скоростные поезда должны были идти по старым путям.
Строительство участка оценивается в 621,5 млрд рублей, из которых по 200 млрд должны вложить федералы и РЖД, остальное — частные инвесторы. Трасса от Москвы до Казани будет стоить в три раза дороже — 1,7 трлн рублей.
В российском правительстве изначально не было единого мнения об экономической уместности ВСМ. Магистраль поддерживал Максим Акимов и одобрил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Президент и раньше выражал сомнение по поводу целесообразности строительства ВСМ за такие деньги. Минфин предлагал отказаться от проекта, а освободившиеся деньги направить на развитие аэропортов, северного морского пути и морских портов России. Эксперты также уверены, что транспортных проблем Нижнего Новгорода первый участок ВСМ не решит.
В правительстве обсуждается возможность строительства еще одной высокоскоростной магистрали: Москва — Санкт-Петербург. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин считает, что эта ВСМ покажет «гораздо большую эффективность», чем дорога до Казани.
Начало строительства ВСМ Москва — Казань откладывали несколько раз. Последний срок был — 2018 год. Тогда же объявили, что новые пути построят только до Гороховца, а дальше поезда пойдут по уже существующей линии. Зато железнодорожную магистраль решили продублировать автомобильной. Автотрасса Москва — Нижний Новгород — Казань будет платной.