Нижний Новгород потихоньку катится в светлое технологичное будущее — вот, в городе появились уже 33 умные остановки. Кстати, и правда впечатляют: они гордо сияют светодиодными лампами и сенсорными панелями с рекламой, грозно смотрят сразу четырьмя камерами и на людей, и на проезжающий транспорт. Только пока что всё получается как обычно: прогресс наступил, а человек за ним ещё не успел.
Умные остановки умеют показывать карту города, рассказывают, когда придёт следующий автобус, готовы поведать о достопримечательностях Нижнего Новгорода. Разве что не умеют общаться с людьми голосом всем полюбившейся «Алисы», но это был бы уже слишком преждевременный киберпанк. И так народ пугается.
И это реально так — народ в своей основной массе пока что к инновации относится с подозрением: то и дело можно увидеть, как люди по старой памяти ютятся на старых металлических остановках, с опаской косясь на новые. Транспорт, кстати, по старой привычке тоже останавливается возле остановок предыдущей версии. Но со мной история другая — я как раз люблю всё высокотехнологичное, и если уж увидел сенсорный экран, то надо сразу всё пощупать, оценить все прелести функционала и почувствовать всю мощь прогресса на себе. Но не тут-то было.
Итак, ситуация. Время уже за девять вечера, холодно, моросит мерзкий дождик. Я стою и пытаюсь дождаться транспорта, чтобы добраться до Верхних Печёр, и с каждой минутой стоять мне хочется всё меньше. Тем временем умная остановка сияет всеми цветами радуги, так и напрашиваясь на то, чтобы с ней познакомились получше. Все «мозги» ей делали Yandex и «Ростелеком», сервисы заточены исключительно под отечественный поисковик: онлайн-карта города, встроенный поиск и ещё целая куча любопытных функций. Уже через минуту знакомства остановка воистину блеснула интеллектом и предложила мне вызвать такси, чтобы я не промёрз до костей. Да и предложение заманчивое: такси класса эконом от 69 рублей, конечный пункт указать нельзя, зато прямо к остановке заказать кэб — запросто.
Ввожу свой номер телефона, нажимаю кнопку «заказать» и практически сразу получаю на смартфон уведомление о том, что за мной выехали такси уже в пути. Чёрт возьми, работает! Смотрю, как спустя три минуты подъезжает чёрный Renault и ощущаю себя прямо-таки на самом гребне волны прогресса. Но стоило открыть дверь и сесть на заднее сидение машины, как сразу же пришлось вернуться в реальность.
— Дорогой человек, я что-то не понимаю ни черта, — говорит мне добрый водитель кавказской внешности с небольшим восточным акцентом.
— В смысле? — переспрашиваю я.
— Что за заказ такой? Какие 69 рублей в такое время? Куда ехать, навигатор не показывает! — возмущается водитель, с недоумением смотря в экран смартфона с приложением для таксистов.
Следующие 15 минут у нас уходит на обсуждения и тотальное недопонимание. Такое чувство, что мой собеседник впервые видит, как вызывают такси с остановки, и даже не в курсе, что указать конечный адрес поездки можно уже после того, как был взят заказ. Сошлись на мировой, хороший мужик оказался. Отменили этот заказ и взяли следующий. А ведь мог бы и просто отказаться ехать.
Судя по всему, довелось мне стать свидетелем вполне классического явления: о прогрессе позаботились, а о человеческом факторе — нет. Сервис вовсю работает и, кстати, кому-то вполне может быть полезен. Но вот то, что сами водители «Yandex.Такси» не в курсе, как он работает, говорит нам о том, что с таксистами на эту тему поговорить пока ещё никто не удосужился, а значит, с такого рода проблемами столкнуться придётся многим.
— Что наделали? Ну нормально же люди с телефонов вызывали, никаких проблем не было, а тут даже что делать не ясно, — всю дорогу сокрушался таксист.
Нет, кстати, инструкции по использованию этой функции и на самих остановках, что создаёт ещё больше непонимания: объяснить таксисту, что от него требуется, пассажир также не сумеет — он ведь тоже не знает, как это работает.
До места, кстати, довёз. Быстро, качественно, без проблем. Так что, если вдруг вы столкнётесь с подобным, не нужно сразу же набрасываться на водителя с негодованием. Они тоже люди, которым, как и вам, просто не объяснили, как работают нововведения на улицах города.
Сталкивались ли вы с подобным?
Фото: Наталья Бурухина
Ещё больше интересных новостей в наших каналах на «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Районы», подписывайтесь и читайте нас, где вам удобно!