Заправка автомобиля нередко вызывает вопросы. Почему в 50-литровый бак залили 60 литров? Что делать, если недоливают? Как проверяют качество топлива? Могут ли на АЗС заправить водой? К прошедшему Всемирному дню метрологии решили разобраться, как на АЗС контролируют качество и точность отпуска топлива.
Измерить может только сертифицированный прибор
Каждый водитель когда-либо сталкивался с тем, что залитый объем топлива оказывался меньше или больше, чем было нужно. Почему тут не подходят классические математические расчеты, рассказал мастер СТО «СоюзАвто» Торопов Ярослав:
— В документах на машину указывается номинальный объем бака, а не фактический. Не учитываются топливная магистраль и заправочная горловина, а это 4–5 литров. Если машина стоит под углом, а на баке сверху есть горб-пароуловитель, то можно смело плюсовать еще 3–4 литра. Кроме того, пластиковый бак делают чуть больше номинала на 10–15% для исключения разрыва при прогреве. Итого, в бак 50 литров можно залить 63 литра бензина.
— Для многих водителей бак стал неформальным средством измерения объема топлива, но его нельзя считать таковым, — отмечает начальник сервисной службы по обслуживанию оборудования АЗС «Мелстон-Сервис» Михаил Спиркин. — Официальное средство измерения объема топлива в России — топливораздаточная колонка. Раз в год оборудование проходит обязательную поверку госповерителем. Сервисные организации проверяют работу топливораздаточных колонок на АЗС крупных сетей ежемесячно. У персонала заправочных станций нет прямого доступа к колонкам. Это высокотехнологичное оборудование со сложным программным обеспечением, рассчитанным на исключительно профессиональное управление.
Для проверки точности колонок на АЗС существует специальный метрологический прибор — десятилитровый откалиброванный мерник.
— Проверка на АЗС нашей сети проводится еженедельно. Если вы усомнились в точности отпуска, можете попросить персонал провести контрольный пролив на мерник. Мы проверяем колонку в присутствии клиента и комментируем показания мерника, — рассказал руководитель сети автозаправочных станций «Газпромнефть» в Нижегородской области Владимир Прохоров.
Как и у всех измерительных приборов, у колонки есть погрешность отпуска топлива. В данном случае — плюс/минус 50 мл на 10 литров. То есть если погрешность при проливе колонки превышает 50 мл, то ТРК неисправна. На АЗС сети «Газпромнефть» придерживаются более строгих стандартов точности: отклонения не должны превышать 25 мл на 10 литров.
Кто и как контролирует качество топлива на АЗС?
Качество топлива на АЗС сети «Газпромнефть» контролирует служба мобильной лаборатории. Она уникальна для топливных компаний и работает по принципу независимого внутреннего аудитора. Ее сотрудники ежедневно выезжают на нефтебазы и АЗС. Маршруты назначаются оперативно и заранее неизвестны даже самим инспекторам-метрологам. Каждую АЗС проверяют не реже одного раза в месяц.
Отбор проб осуществляется специалистами по ГОСТу. Образцы исследуются по перечню параметров, нормируемых стандартом производства и Техрегламентом Таможенного союза — единственным обязательным в нашей стране стандартом по топливу. По результатам испытаний выдается протокол испытаний. При выявлении даже незначительных несоответствий реализация партии будет остановлена.
Автомобилисты всегда могут ознакомиться с документами на партию топлива, которая в текущий момент реализуется на АЗС. Для этого нужно обратиться к персоналу заправочной станции или самостоятельно заглянуть в уголок потребителя. Как правило, паспорт качества топлива хранится в открытом для покупателя доступе. Документ выдается на нефтебазе и сопровождает каждую партию топлива на АЗС. Специалисты рекомендуют заглядывать в паспорт качества регулярно, особенно при заправках на безымянных АЗС, и всегда обращать внимание на дату документа. В зависимости от популярности заправки и вида топлива поставка распродается в среднем за 1–7 дней. Новая партия должна прибыть уже с новым паспортом. Если документу несколько недель, а то и месяцев, есть вероятность, что он подложный и не имеет никакого отношения к реализуемому нефтепродукту.
— Сеть «Газпромнефть» первой среди российских топливных ритейлеров объединила оборудование автозаправочных станций в единую интеллектуальную систему — Мониторинговый центр инфраструктуры (МЦИ), — добавляет Владимир Прохоров. — Она позволяет контролировать в онлайн-режиме процессы эксплуатации АЗС, связанные с сохранностью и качеством топлива. Каждый резервуар оборудован комплексом электронных датчиков. Автоматика отслеживает в динамике и сопоставляет показания приборов: объем, температуру, плотность нефтепродукта, содержание воды. Контроль этих параметров исключает риск попадания посторонних жидкостей в топливо.
Могут ли недобросовестные заправки разбавить топливо водой? Разъяснения дал эксперт мобильной лаборатории Дмитрий Санников:
— Плотность воды отличается от плотности бензина и после недолгого отстаивания оседает на дне. Поэтому, когда водители рассказывают о том, что некоторые АЗС разбавляют топливо водой для увеличения его объема, это не больше чем домыслы, — уверяет Дмитрий Санников. — Если на АЗС в топливо попала вода, можно со 100-процентной уверенностью утверждать, что произошло ЧП. На АЗС крупных сетей такое случается крайне редко, и в случае возникновения форс-мажора реализация топлива оперативно останавливается.
Весна подвела, но люди справились
В середине марта на одной нижегородской АЗС произошло так называемое обводнение нефтепродукта. Из-за весеннего таяния грунтов в трубопроводе возникла микротрещина, и внутрь одной колонки попала вода. Резервуар с топливом не пострадал, но в баки нескольких клиентов всё же попала смесь топлива и талой воды. Один из автолюбителей Никита Сенив рассказал, как это отразилось на его машине и чем всё закончилось.
— В марте я заправился, доехал до работы, и машина больше не заводилась. Мне помогли отогнать ее в сервис. Когда стало ясно, я сразу приехал на заправку, — рассказывает Никита. — Управляющая АЗС проконсультировала меня об алгоритме действий. Я оформил заявку, предоставил документы, включая чеки за ремонт автомобиля и акты выполненных работ, и спустя некоторое время получил компенсацию. Ситуации бывают разными, в том числе форс-мажорными, и важно, как компания на них реагирует. Этот случай еще раз убедил меня в правильности однажды сделанного выбора заправочной станции.
Не стесняйтесь запрашивать у сотрудников паспорт качества топлива или контрольный пролив на мерник. В случае отказа стоит задуматься. Опытные автомобилисты хорошо знают, что лучший выбор — заправляться на АЗС крупных сетей, где соблюдают установленные нормы, дорожат репутацией и соблюдают права своих клиентов.