К компании «Моспроект-3», которая строит две станции метро в нагорной части Нижнего Новгорода и готовит площадку для возведения третьей в Сормове, сразу несколько фирм подали заявления о банкротстве. Информация об этом содержится на сайте Арбитражного суда Москвы. Судя по картотеке дел, с середины сентября в производство приняты заявления от 15 истцов. Как это прокомментировал подрядчик — в материале наших коллег из 74.RU, где столичная фирма тоже является генподрядчиком на стройке метротрама.
Кому должен «Моспроект-3»
Первым с заявлением о признании АО «Моспроект-3» банкротом обратилось столичное ЗАО «ГСП-Трейд». Это было 14 сентября — после того, как истец выиграл суд о взыскании с «Моспроект-3» задолженности и неустойки на сумму более 377 миллионов рублей за материалы, поставленные с декабря 2021 по октябрь 2022 года для строительства по нацпроекту платной трассы М-12 «Москва — Казань — Екатеринбург — Тюмень», которая, в том числе, проходит через Нижегородскую область.
Менее чем за три месяца в Арбитражный суд поступили заявления еще от 14 истцов, суммы там тоже немаленькие. Например, ООО «Габбро-Диабаз Трейд» написал заявление после выигранного иска о взыскании 388 миллионов за поставку щебня для трассы М-12, плюс 13 миллионов процентов, АО «Мостожелезобетонконструкция» ранее выиграло суд по иску на 70 миллионов за поставку железобетонных балок для строительства трассы, «АКМЕ Консалтинг Групп» предоставлял компании строительную технику и не дождался 96 миллионов, ООО «Автотекс» тоже предоставляло строительную технику на суму более 5,5 миллиона. Еще несколько компаний не смогли получить от 3,5 до 12 миллионов за инженерно-геологические изыскания при строительстве дорог.
Начать рассматривать дело о банкротстве суд должен был 27 ноября, но разбирательство отложили на 29 января 2024 года по ходатайству «Моспроекта-3».
Каков риск банкротства
Могут ли на самом деле признать банкротом основного подрядчика строительства подземки в Нижнем Новгороде и метротрама в Челябинске? Директор по коммуникациям «Моспроект-3» Роман Зелиб на запрос 74.RU ответил, что компания имеет устойчивое финансовое положение, поэтому оснований для признания ее банкротом нет. При этом вопросы о суммах задолженностей, причинах и сроках их погашения Зелиб оставил без ответа.
По словам юриста компании «Филатов и партнеры» Максима Белоброва, часто иск о банкротстве становится инструментом для компаний, которые не могут взыскать деньги с заказчика.
— Если у компании есть обязательства и они по каким-то причинам длительное время не исполняются, у кредитора нет иной возможности, кроме как обратиться с заявлением о банкротстве, это шанс за счет имущества должника возместить свои убытки, — объясняет юрист. — Если компании не договариваются и компания-должник не исполняет свои обязательства, банкротство — это один из способов решения финансовых проблем. Если в процедуре банкротства компания-должник все-таки урегулирует разногласия и погасит долги перед текущими кредиторами (даже не в полном объеме, а хотя бы просроченные обязательства исполнит), тогда есть шанс, что суд не удовлетворит заявление о признании банкротом, потому что пропало нарушенное обязательство. Это обычный спор юридических лиц — сначала они в суде доказывают, что, действительно, компания должна, получают решение суда, если приставы плохо работают, они уже подают в суд на банкротство.
Дальнейшая судьба компании обычно зависит от ее финансового состояния. Если говорить об АО «Моспроект-3», по данным сервиса «Контур.Фокус», по итогам 2022 года выручка предприятия составила 6,3 миллиарда, а чистая прибыль — 172,9 миллиона рублей.
Добавим, это уже не первый иск о банкротстве к «Моспроект-3». Весной прошлого года аналогичные иски подавали АО «Головной проектный, научный и изыскательный институт "Пропан"», ИП Александр Щербаков и еще несколько компаний. Как следует из решения суда, «Пропан» поставил «Моспроекту» стройматериалы для трассы М-12 на 325 миллионов рублей, но компания оплатила только 235 миллионов, остальное пришлось взыскивать через суд. Дело прекращено в сентябре, так как задолженность перед кредитором была погашена.
К слову, компания АО «Моспроект-3» также строит метро в Красноярске, прокладывает подземку в столице, имеет миллиардные обороты и пользуется большой симпатией зампреда правительства РФ Марата Хуснуллина. Мы собрали на нее небольшое досье.
Ранее мы рассказывали, что из-за строительства новой станции метро площадь Сенная превратится в крупный транспортный узел. Это связано с тем, что после появления метро городской участок всегда обрастает новой инфраструктурой. Как может измениться еще одна городская площадь — читайте в нашем предыдущем материале.