В Мексике принято воровать детей, на границе вас проверять не станут, а вместо привета вы услышите: «Руссо туристо облико морале!». Нижегородский путешественник со стажем Антон Евдокимов колесил по этой стране больше двух недель и в столицу Мехико прибыл в разгар народного восстания. Однако это не помешало Антону вдоволь напиться текилы и с головой погрузиться в древность, которой здесь всё буквально дышит.
В Мексике мне было интересно посмотреть древние города, разобраться с их культом жертвоприношения, а также посмотреть на вещи, связанные с Фридой Кало и Троцким. Они, как известно, были любовниками. И, конечно же, Мексика даёт возможность побывать на руинах сразу трёх цивилизаций: майя, ацтеки, ольмеки. Ольмеки, к слову, — это протоцивилизация всей мезоамерики. Майя, инки, ацтеки — они всё переняли именно с ольмекской цивилизации. Я видел древний город Лорето — он сохранился до наших дней, сейчас это археологическая зона.
Начать рассказ, вероятно, стоит со столицы, потому что случай просто выдающийся. Еду я в гостиницу и попадаю в палаточный городок. Представьте себе самый центр Мехико, как Арбат, и всюду полиция с собаками. Я не понимаю, где вообще оказался, и вдруг открываются высоченные ворота, я проезжаю внутрь. Оказалось, что жить я буду в центре местного майдана. Как говорится, проникайтесь мексиканской культурой! По одну сторону революционеры, по другую — полиция: полгода так живут — всем нравится! Полицейские с ними даже фотографируются… Но скажу так: после прогулок в 90-е по Дзержинску мне уже ничего не страшно!
«Русских принимают едва ли не за инопланетян»
Мехико находится на высоте двух тысяч метров в чаше вулкана. Помимо того что воздух здесь разрежен, так ещё и всюду смог. Машин настолько много, что ездят на личном транспорте люди по очереди: по чётным дням одни, по нечётным — другие.
На границе Мексики вы не встретите пограничников, посты стоят только на въездах в города. Поскольку в стане высокий наркотрафик, американцев проверяют тщательно. Европейцы вызывают безразличие, а русских принимают едва ли не за инопланетян! Забавный момент: когда мы были на границе Мексики и Гватемалы, то заехали в Гватемалу перекусить: без визы, без ничего.
В Мехико раньше часто воровали жён и детей. Жён в последние годы воровать перестали, потому что никто их не хочет возвращать: мол, украл, и теперь она твоя, до свидания. Поэтому активно воруют детей, причём выкуп может быть любой, даже 50 долларов. Другой интересный момент: в метро первый вагон выделяют для женщин из-за домогательств, а последний для людей с гомосексуальной ориентацией. Как мне сказали, это правило негласное.
Я побывал в нескольких городах, и сильное впечатление оставил Таско-де-Аларкон. Это серебряная столица западного полушария, крупнейший город по обработке серебра и производству ювелирных изделий из него. Столовая, где мы ели, например, стояла на серебряной жиле — её было видно через стеклянный пол. Лавок серебряных всюду как грязи! И текилу наливают в каждой лавке.
Также я побывал в Чьяпосе, самом бедном штате Мексики — там даже нет электричества. В Чьяпосе проживает огромное количество молодёжи и революционеров. Там же есть такие глухие деревушки в джунглях, которые держатся ото всех особняком: все знают, что эти деревни там есть, но кто конкретно там живёт — не ясно. Любое подобное изолированнее место мексиканцы зовут «караколь» (с испанского «улитка»).
В деревушках дороги обычно перекопаны, переложены чем-то, чтобы сократить скорость передвижения. Потому что, с одно стороны, опасно, а с другой, ещё и продать что-то можно.
Истина где-то рядом
Пришлось побывать и в Паленке. Это город, в котором нашли единственную пирамиду с захоронением. Там покоился правитель Пакаль. Если смотреть на крышку вертикально, видишь древо, а если горизонтально, то человека, сидящего в космическом корабле. Уфологи на это изображение просто молятся как на икону!
В городе Ушмаль есть пирамида, возле которой можно хлопнуть в ладоши, и эхо вернётся к тебе криком птицы. Древние майянцы прекрасно работали с акустикой!
Город Чичен-Ица мне запомнился их приветствием русских. Где-то вам скажут «хай», где-то «хэллоу», но только в Чечен-Ице, заметив, что вы русский, с вами поздороваются совершенно определённым образом: «Руссо туристо облико морале». Так их, видимо, научили. Интересно, кто?
Я побывал в музее художницы Фриды Кало, в доме революционера Троцкого, видел памятник советскому историку Юрию Кнорозову. Его изваяли в камне вместе с кошкой. Человек был выдающийся — вернул майянцам чтение письменности. Древнюю речь они сохранили, а вот читать не могли. Кнорозов теперь для них национальный герой.
Люди в Мексике проживают совсем другие по менталитету. Взять, к примеру, хотя бы их отношение к смерти. Смерть они воспринимают как естественный процесс, относятся к ней просто, и идёт это из мифологии. Согласно мифу, когда божество Кетцалькоатль решило сделать людей, у него для этого не оказалось строительного материала. Тогда Кетцалькоатль пошёл в подземный мир и украл материал там. Это увидела птица — она закричала, и божество было вынуждено сбегать. Кетцалькоатль всё потерял, кроме костей, из них-то и были сделаны люди. Соответственно, смерть — это возвращение того, что было украдено, восстановление справедливости.
Я был в этой удивительной стране 18 дней, но чтобы увидеть её во всей красе, этого мало. В Мексику хочется возвращаться снова.