Более двух месяцев назад губернатор Глеб Никитин заявлял о намерении помочь в восстановлении старейшего в России конного завод в Починках. Тем не менее ощутимой поддержки пока собственники комплекса не видят, рабочие жалуются на невыплаты зарплаты, местные жители растаскивают конюшни по частям, а хозяин лошадей подумывает вывезти их в другой город.
Сейчас на заводе два собственника. Один из них — Олег Гусев. Он владеет конюшнями, история которых уходит к временам императрицы Екатерины. Они нуждаются в капитальном ремонте, средств на который нет. Другой собственник — компания «Восход», гендиректором которой числится Кирилл Зданкевич. Фирма держит на заводе около девяноста лошадей породы советский тяжеловоз.
— Состояние завода тяжелое. Что касается помощи заводу, она, скорее всего, будет в следующем году, наверное. По бюджету этого года надо будет попасть под финансирование. Самый острый сейчас вопрос связан с содержанием лошадей. Собственник, который ими занимается, перестал их кормить. И перед рабочими сейчас там задолженность, — говорит один из собственников Олег Гусев.
О людях и лошадях
Светлана Курасова трудится на заводе год. Она мать четверых детей, сейчас ждет пятого. С ноября прошлого года «Восход» ей и другим работникам не платит зарплату. Денег за больничный по беременности она также не получила и в марте написала заявление в прокуратуру.
— Раньше было безобразие, а сейчас вообще из ряда вон! С января на предприятие перестали завозить корма. Больше месяца животные пробыли без овса, довольствуясь минимальной порцией сена сомнительного качества. Из-за этого у кобыл начались выкидыши. Мы насчитали как минимум пять случаев, — рассказывает женщина.
За животными она ухаживает вместе с мужем Владимиром. Он коневод с десятилетним стажем. Во многих бедах Владимир винит Рустама Ситдикова, сына гендиректора «Восхода», — о животных он заботится плохо и якобы «кидает» своих сотрудников.
— Став полноправным хозяином, Ситдиков не спешил развивать завод, а напротив, при каждом удобном случае старался вывезти понравившуюся ему лошадь к себе в Перевозский конный завод. Как итог: поголовье на сей момент — около 90 лошадей, — утверждает Владимир.
В середине марта Владимир с женой столкнулись с гендиректором своего предприятия Кириллом Зданкевичем. Тот объяснил отсутствие выплат отсутствием людей в отделе кадров и пообещал, что всё «когда-нибудь будет».
Сам Зданкевич в разговоре с корреспондентом NN.RU заявил, что всё рабочим выплачено. Про проблемы с кормом для лошадей он ничего не слышал.
— Самих лошадей мы, возможно, вывезем в скором времени к нам в Перевоз, — сказал гендиректор.
Собственными силами
Средства на лечение и содержание лошадей собираются сейчас активистами. Одна из них, Инна Мосунова, ведет страничку во «ВКонтакте», на которой делится наболевшим. Среди прочего — негативное отношение местных жителей.
— Люди считают, что мы пытаемся сделать обычное вымогание денег. Средств катастрофически не хватает. Так, за питание платит владелец строений. Фактический собственник от них отбрыкивается, — говорит Инна.
Еще Инна жалуется на растаскивание местными жителями по частям исторического памятника, которым являются заводские корпуса. Прошлым летом подростки из соседних деревень разбили цементные сваи, оставшиеся от манежей, чтобы достать арматуру. Как втолковать людям, что этим они разрушают объект культурного наследия и дом для лошадей, активистка не знает.
— Пока не знаем, что делать с воровством. Конный завод действительно разбирают некоторые местные жители. На них уже писали несколько раз заявления... Но воз и ныне там, — жалуется Инна.
Починковский конный завод — старейший в России. Первые его деревянные строения были возведены еще зимой 1762 года. Тогда завод насчитывал 800 голов. Позднее, уже в 1819–1821 годах, на месте обветшавших деревянных корпусов возвели кирпичные. Проект завода подготовил архитектор Александр Кутепов.
В конце января в ходе визита в Починки губернатор Глеб Никитин заявил, что региональное правительство готово помочь в восстановлении конного завода. В будущем, по задумке властей, исторический памятник XVIII века сможет привлекать туристов. Пока же он, похоже, привлекает только охотников за цветметом.