Идея открыть свое дело приходит в голову многим из нас, но чаще всего фантазия заканчивается на уровне чего-то стандартного и хорошо освоенного. Нижегородец Константин Дорохин смог превратить чистку обуви в прибыльный бизнес — сервис ручной чистки обуви «Гуталлини». Хотя до этого все близкие и друзья отговаривали его от этой идеи. Он пошел наперекор им и преуспел. Рассказываем его историю.
«Когда меня спрашивали о профессии, я старался это утаить»
— В далеком студенчестве я учился в Москве и искал работу, которая подошла бы для совмещения. Да и зарабатывать хоть что-то хотелось. Нашел объявление: требовался чистильщик обуви в премиальном месте — в гостинице Marriott Royal Aurora. Изначально меня, конечно, смутила вакансия. Буду честным, какое-то время я стеснялся этой работы. И когда меня спрашивали о профессии, я старался это утаить.
Но в этом же объявлении было написано про презентабельный внешний вид: белую рубашку, бабочку, жилетку. Я решился, ведь график был 2/2, да еще и кормили. Прошел обучение и понял, что мое представление о чистильщиках очень сильно устарело. Как одна из наших клиенток сказала, в ее понимании это кто-то из диккенсовских романов — нищий мальчик. Но всё уже совсем по-другому. Это красивый молодой человек, выбритый, «выглаженный», с приятным парфюмом. Он делает свою работу с перфекционизмом и азартом.
Начав там работать, я узнал, что такое обувной гардероб. У меня самого было тогда три-четыре пары: зима, лето, осень. Увидел обувь, которая стоит больше 10 тысяч долларов, подержал ее в руках. Послушал людей, которые со страстью рассказывали о каждой паре, индивидуальном пошиве. К примеру, были очень интересные туфли: они были украшены мозаикой из павлиньих перьев. Только снять и поставить их стоит очень дорого, и справиться с этим может только настоящий мастер своего дела.
А еще я понял, что может сделать качественная косметика с обувью, как она может ее преобразить и продлить срок службы. Я даже начал экспериментировать, за свои деньги покупать какую-то другую цветовую гамму, пробовал на своей обуви.
Потом я вернулся в Нижний Новгород и занялся другой деятельностью. Но вот когда я встретил свою жену и стал ей рассказывать о своем жизненном пути, рассказал и о такой необычной работе в юности. Она сразу прореагировала: «О! Давай в Нижнем откроем!» Она у меня человек бизнес-направления.
Но на это, кстати говоря, сразу пошла «блокировка»: кто этим будет заниматься, кто здесь будет нам сдавать эту обувь, это же провинция, родители и друзья отговаривали. Вернулись мы к этой теме только через год — и начали.
Стартовали в квартире. Сейчас у нас просто прекрасное атмосферное место, более двух тысяч клиентов, мы даже открыли франшизу в Краснодаре. О нас знают, и это приятно.
«Высчитывали процент богатых людей в Нижнем Новгороде»
По поводу первоначальных вложений всё было очень просто. Изначально у меня уже был опыт — понимание по расходным материалам. Работать я стал прямо в гостиной: скатал ковер и поставил два стула. Поэтому больших денег не требовалось. Закупили основу: крем, бальзамы, пропитки. Пробовали всё на своей обуви.
Моя жена решила пригласить в наше дело свою подругу Юлию Щербакову, которой идея понравилась, она стала нашим партнером.
Наше название и даже бренд придумала моя жена. Она когда чем-то загорается, то не может спать и есть, она думает, креативит. Ей пришла мысль поиграть со словом «гуталин». Среди премиальных брендов преобладают итальянские и французские — отсюда «ни». Так получилось название Gutallini. Одновременно с этим наш партнер делала очень много для раскрутки — для того, чтобы мы стали узнаваемыми.
Полноценно мы начали работать с 2016 года. Но весь подготовительный процесс шел в 2015-м. Мы поставили наше кресло в World Сlass «Пушкинский», так как бизнес до сих пор рассчитан на премиум-сегмент. До этого мы мониторили рынок, высчитывали, какой процент богатых людей в Нижнем Новгороде. К примеру, 3% — сколько это тысяч человек, как часто они будут сдавать нам свою обувь и так далее. Конечно, нужно было захватить эту аудиторию в одном месте. Что это? Бутики, рестораны. Мы выбрали спортклуб и заключили с ними договор — встали в VIP-зоне. Работал там я три раза в неделю. В остальные дни я выполнял работу дома, то, что мне принесли. Сначала люди удивлялись, но мы старались повышать качество работы, ведь обувь вся дорогая — большая ответственность. Постепенно сарафанное радио сделало свое дело. Мы взяли еще одного человека, начали расти объемы. Клиенты стали приезжать к нам специально.
«Пандемия ударила не в тот месяц»
Перед тем как говорить именно про ситуацию с коронавирусом, хочу сказать, что мы изначально работали с доставкой. Нашим клиентам некогда, да и неудобно собирать эти сумки, везти их куда-то. Наш слоган — «Заберем, почистим, привезем». Соответственно, когда началась пандемия, все уже знали, как мы работаем. А во время самоизоляции все в первую очередь чем занялись? Конечно, уборкой и разбором вещей. Нам начали звонить и уточнять, работаем ли мы.
Мы получили все официальные разрешения и принимали заказы. В целом нам грех жаловаться. Мы прошли это время достаточно спокойно. Плюс еще и от государства получили определенные бонусы.
Конечно, пандемия ударила не в тот месяц — это наше топовое время, когда у нас самый большой оборот. Так что снижение было. Кроме того, во время локдауна не работали фитнес-центры, и нам пришлось закрыть точку в World Class.
Помню, мы сели с женой на кухне и стали думать, как быть с нашими сотрудниками. Конечно, были определенные страхи. Но мы в первую очередь думаем о людях, честно. Решили в это время поднять сотрудникам оклад, чтобы они чувствовали себя спокойнее. Постепенно ситуация выровнялась.
Понимаете, Gutallini часто ассоциируется с моим лицом. Но сейчас это целая организация: нас трое партнеров, администратор, два реставратора, колорист, мойщик обуви. И только кажется, что всё просто, — это огромный командный труд.
Перфекционизм и семейная атмосфера
Найти сотрудника в нашу команду очень сложно — есть определенные критерии. Первое, на что мы обращаем внимание, — перфекционизм. Я это даже выделю, излишняя щепетильность в отношении к обуви, к одежде, к машине, к чистоте и идеалу. Потому что основная категория наших клиентов — именно такие.
Второй момент: мы стараемся поддержать атмосферу, в чем-то близкую семейной, — теплые искренние отношения. Много общаемся, проводим мероприятия, корпоративы, обучение. Из-за того, что у нас очень узкая направленность, мы очень много вкладываем в коллектив. Знания приходится очень долго вкладывать. Конечно, нам очень хочется его сохранить.
Боимся ли мы того, что наш сотрудник позаимствует нашу идею? Наверно, это своеобразный показатель нашего уровня. Конечно, этого не хочется. Но с другой стороны, птенцы вырастают, и, наверно, в чём-то это даже круто. Меня эта мысль не стопорит. Пусть люди развиваются, я делюсь своими советами, книгами, видео. И мне приятно, что я только посоветовал, а ребята уже почитали или посмотрели.
Совет тем, кто начинает: «Никого не слушайте!»
Убейте в себе чувство страха! Ничего не бойтесь. Это первое. Второе — никого не слушайте. Когда мы стартовали, делились своей идеей, все говорили, что наш бизнес не пойдет. Знакомые откровенно говорили о том, что это бредовая идея. Но наше дело развивается: услуга стала востребованной на рынке. У нас сейчас около 2000 клиентов и даже франшиза. Ну и, конечно, надо быть целеустремленными, верить в свою мечту и идти к ней, держать уровень сервиса на высоте, на самой высокой планке и не опускать ее.
Напомним, что не так давно мы рассказывали вам о том, как «Сладкий Горький» превратился в федеральную сеть кофеен. Кстати, идею для своего дела Сергей Яндыганов почерпнул из детской мечты.