Возможности нижегородских производств обсудили на профильной конференции: участники и эксперты рынка предложили решения, которые позволят локальным брендам быстрее и проще выйти на полки крупного ретейла.
Пилотная конференция для малого и среднего бизнеса в сфере продовольствия состоялась 6 марта в Торгово-промышленной палате Нижегородской области. Ее организовали Х5 Group и региональное правительство.
Большие сети стали ближе к маленьким брендам
Несмотря на то, что основой экономики в регионе является малый и средний бизнес, локальные бренды всё еще сталкиваются с разными сложностями при выходе на рынок в целом и в крупные торговые сети в частности. Представители сферы отмечают: не всегда бизнес-процессы оптимально построены для категории МСП.
Как локальным производителям попасть на полки федеральных торговых сетей? Сколько местной продукции в магазинах региона? Как аргументируют и регулируют цены? Спикеры обсудили вопросы, призванные дать бизнес-сообществу необходимые инструменты и решения. Например, представили несколько проектов, которые позволяют сельхозпроизводителям агрегировать продукцию и поставлять ее на полки крупных торговых сетей.
— На сегодня 122 нижегородских производителя представлены на полках торговых компаний. Может быть, не по всем позициям, которые хотелось бы видеть, но это очень хороший показатель. 22% продукции в магазинах — это продукция нижегородских производителей. Если мы посмотрим данные по Российской Федерации — тоже очень большой показатель, — рассказала заместитель министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Елена Омельяненко.
Отчасти такая благоприятная ситуация для развития местных брендов складывается, потому что крупные ретейлеры становятся ближе к маленьким производствам. Из представленных в Нижнем спикеры отметили «Пятерочку», «Перекресток» и «Чижик».
— Если мы говорим про будущее, про долгосрочное сотрудничество, то нам надо научиться доверять друг другу. Смотреть в перспективе на год, два, три, пять, может быть, десять лет, строить планы и инвестиционные программы развития тех или иных отраслей совместно, — прокомментировал директор по взаимодействию с бизнес-ассоциациями и сообществами Х5 Group Максим Арефьев.
На пути к сотрудничеству
На конференции не раз подчеркнули, что задача любой торговой сети — дать потребителям то, что они хотят. Тем не менее еще есть факторы, которые становятся препятствием для производителя или фермера, чтобы начать сотрудничество с торговыми сетями.
Консультант дирекции развития кооперационных цепочек субъектов МСП Ирина Моисеева рассказала, как малому и среднему предпринимательству в сети помогают их преодолеть:
— Мы объединяем в среднем 10–25 фермеров, подбираем для них проходимые локации. Договоримся о специальных условиях аренды с партнерами, чтобы она была действительно ниже. Представляем полный продукт для оформления фермерского островка, отдаем готовый дизайнерский проект для сокращения расходов на застройку. На федеральном и на региональном уровне мы ведем маркетинговую поддержку. Ну и проводим ежегодно обучение для операторов фермерских островков по разным видам направления торговой деятельности, — отметила спикер.
Также на конференции партнеры могли лично пообщаться и напрямую обсудить условия взаимодействия на закупочной сессии, а фермеры и производители — представить ретейлеру свою продукцию на дегустации.