Не успели нижегородцы порадоваться тому, что знаменитая на всю страну свалка в двух километрах от кремля будет ликвидирована за федеральный счет, как дело застопорилось. Для получения финансирования землю нужно передать муниципалитету. Но по закону ни отнять, ни выкупить ее город не может.
Государство нам поможет?
Нелегальная свалка в СНТ «Родник» — это слой мусора площадью примерно в три футбольных поля и высотой с многоэтажный дом всего в двух километрах от кремля. Для рекультивации завалов нужны миллиарды, которых ни в региональном, ни тем более в городском бюджете нет. В прошлом году правительству Нижегородской области удалось добиться включения свалки в федеральную программу. Цель этого проекта — ликвидировать в городах все несанкционированные свалки к 2024 году. Бюджет программы — 124,2 млрд рублей. Но рано радовались нижегородцы.
— Свалка в СНТ «Родник» включена в федеральный проект «Чистая страна». Чтобы приступить к проведению работ по изысканиям и проектированию, необходимо изъять из частной собственности земельные участки, занятые свалками. На данном этапе решения вопроса другие варианты не рассматриваются, — сообщили NN.RU в региональном Министерстве экологии и природных ресурсов.
Однако с передачей земли городу возникла заминка. Изъять землю можно только у недобросовестного собственника, рассказал NN.RU юрист компании «Тимофеев/Черепнов/Калашников» Илья Миненко. Тогда ему назначают административное наказание и выносят предупреждение. Владелец либо самостоятельно очищает участок и остается при своих интересах, либо добровольно отказывается от земли. Если же владелец не согласен расстаться с землей, то правительство региона вправе отобрать ее и выставить на публичные торги.
— Если публичные торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этих торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися, — рассказал юрист. — Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов (либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность), выплачиваются бывшему собственнику земельного участка. В любом случае, если изъятия земельных участков в настоящий момент не избежать, можно попытаться получить денежные средства от их продажи.
Но вот незадача — изъять землю у садоводов нельзя. Не они уничтожили таким варварским способом свои дачи. И выкупить законным способом, как оказалось, невозможно.
— В рамках действующих правовых норм перевод земли в муниципальную собственность невозможен без процедуры изъятия участка или его выкупа у собственников, — пояснили NN.RU в мэрии. — При этом изъятие возможно в случае нарушения законодательства при использовании земельного участка собственником, также должна быть установлена вина самого собственника в их нецелевом использовании. Однако контрольно-надзорным органам не удалось признать собственников земельных участков виновными в их нецелевом использовании. Выкуп возможен только под четко определенные земельным законодательством случаи, к которым рекультивация земельных участков не относится.
Отдать землю просто так садоводы не согласны — они и так потеряли имущество. Но и биться насмерть за свои дачи не собираются и готовы на компромисс.
— А что вы сделали, чтобы земля перешла в госсобственность? — возмущается позицией властей внучка владельца участка Мария Момотова. — Вы вышли на садоводов, собрали собрание, поговорили с собственниками, разослали какие-то письма с предложениями? Вызовите нас в суд, в конце концов, решите это дело в судебном порядке — не вопрос. Мы готовы на любой цивилизованный способ: предложите другой участок или деньги, как это делается при расселении жильцов рушащихся домов. Только не надо идти захватническим путем — мы-то ничего не нарушали. Но к нам с предложениями никто не выходил.
Сюрприз для дачников
Когда-то в СНТ «Родник» были уютные дачные участки с цветущими садами, прудиками и альпийскими горками. Сейчас все это великолепие вместе с домиками погребено под многометровым слоем отходов. Стена мусора выросла всего за несколько зимних месяцев, пока садоводы были не у дел. Весной, когда они в предвкушении дачных радостей вышли на участки, уже не смогли их найти.
История уничтожения садов тянется с 2007 года. Некто Владимир Володин купил в СНТ «Родник» крайний к улице Чачиной участок и начал, по его собственному выражению, выравнивать ландшафт (товарищество располагается в овраге). Под этим предлогом он стал за деньги принимать мусор с городских строек. Естественно, через пару-тройку лет собственная территория заполнилась, и мусор посыпался на соседние участки — из 240 завалили 100.
Садоводы боролись как могли: у каждого скопилось многотомное собрание переписки с правоохранительными органами и властями всех уровней. Люди обращались в полицию, прокуратуру, городскую администрацию, в Министерство экологии, в департамент Росприроднадзора и даже к президенту. В результате, в 2014 году уголовное дело на Володина все-таки завели, но по нетяжкой статье «Самоуправство». Дело даже не дошло до суда — виновник попал под амнистию, объявленную к 70-летию Победы. Садоводов признали потерпевшими, но что толку? По их сведениям, Володин живет за границей и возмещать им ущерб не собирается.
Единственное, чего удалось добиться, — рейдерский захват земель временно прекратился.
Но спустя некоторое время у организатора свалки объявился преемник, и мусорный бизнес опять пошел в гору. Алексей Болотов пришел в СНТ «Родник» в начале 2018 года и начал действовать еще более нагло, чем его предшественник.
— Что только не делали с этим Болотовым — таскали его в полицию, вызывали участковых. Но полицейские не могли поймать мусорщиков, потому что те разбегались в разные стороны, как тараканы, — рассказал NN.RU предприниматель, владелец нескольких участков Александр Киселев. — Мы писали примерно раз в неделю заявления: в прокуратуру, в полицию, в городскую администрацию, куда только можно, включая Росприроднадзор. Из всех инстанций прилетали отписки: да, выезжали на место, видели, что мусор присутствует. Но лица, которые сваливают, не установлены.
Когда предприниматель возвел между своими участками и владениями мусорщиков забор длиной 60 метров и высотой 3, подручные Болотова под его личным руководством сломали ограду экскаватором, а заодно сравняли с землей и дом.
За годы борьбы со свалкой к административной ответственности привлекались должностные и физические лица, выдавались предписания об устранении выявленных нарушений, однако к ликвидации свалки и рекультивации участка эти действия не привели. Наконец, за полигон в центре города взялся Росприроднадзор.
Сотрудники ведомства приехали на свалку, чтобы арестовать технику, которой разравнивали мусорные завалы. Тут немного приоткрылась тайна безмерной деловой удали бизнесмена. Владелицей техники оказалась некто Кристина Гар — на тот момент сотрудница кадрового отдела регионального главка МВД. Предъявленные документы на машины и полицейские корочки не помогли: автопарк арестовали, а женщину после служебной проверки из органов уволили.
Поток КАМАЗов на свалку прекратился. Но предприимчивый Болотов перевез свой бизнес в новое место. Он купил через подставных лиц два места в гаражном кооперативе «Металлист» на улице Заовражной — у въезда на Мызинский мост. Гаражи снес, поставил ворота с надписью «Ремонт самосвалов» и продолжил свое грязное дело. Строительные отходы теперь сваливали прямо под откос на берегу Оки. Единственным на полигоне воином оказался начальник управления благоустройства администрации Приокского района Евгений Степанин. Он ежедневно дежурил у ворот, заваливал их грунтом и даже перегораживал собственным автомобилем. В результате его машину сожгли. Виновные, хотя имелись записи с камер видеонаблюдения, так и не были найдены.
Без вины виноватые
Росприроднадзор по ПФО тем временем всерьез озаботился состоянием земли в центре Нижнего Новгорода. Обвинили в загрязнении… самих собственников. И предложили либо самим разобрать многометровые мусорные завалы, либо возместить стоимость экологического ущерба почве. Общая сумма, рассчитанная ведомством, исчисляется космической суммой в 2,8 миллиарда рублей. Летом прошлого года хозяйка участка № 172 площадью в 6 соток Татьяна Момотова получила письмо за подписью замначальника департамента Росприроднадзора по ПФО Владислава Иванова. Ей было предложено заплатить... 59 миллионов рублей.
— Это такие деньги, которые и во сне мне не снились. Когда я увидела это письмо, мне плохо стало, — изумляется дачница.
Александр Киселев получил счет на 490 миллионов рублей. Материалы дела были переданы в правоохранительные органы. Как пояснили в ведомстве, российское законодательство возлагает ответственность за негативное воздействие на почву именно на собственников земли.
— Но судебное разбирательство — это тот процесс, который необходимо пройти, — заявил Владислав Иванов. — Суд изучит материалы, которые поступят из всех структур, принимавших участие в этом расследовании. Именно он и будет решать, кто должен возместить экологический ущерб. Но наиболее простым способом решения вопроса я считаю передачу участков в муниципальную или федеральную собственность. Тогда рекультивация ляжет на плечи органов власти.
Шумиха, поднятая в СМИ, остановила этот процесс. Но вопрос ликвидации свалки и возмещения вреда окружающей среде не решила.
— Единственное, чего мы добились благодаря СМИ, — нам дали официальное письмо, что с бабушки 59 миллионов не будут взимать, — рассказала NN.RU Мария Момотова. — За это им низкий поклон. А дальше про нашу проблему забыли.
Суд да дело
В декабре прошлого года Алексея Болотова и его подельников все-таки задержали за их мусорный бизнес. Кроме организации свалок, им вменили уничтожение забора и дома в СНТ «Родник» — ущерб на 2,4 миллиона рублей.
В августе того же года бывший сотрудник «АТИ по благоустройству Нижнего Новгорода», покрывавший это нечистое дело за взятки, был осужден на 4,5 года условно. В октябре завели уголовное дело и по поводу загрязнения опасными отходами территории СНТ «Родник». Общий объем мусора оценили в более чем 288 тысяч кубометров.
В последний день августа 2020-го года дело было передано в Приокский районный суд. Как рассказали NN.RU в объединенной службе судов общей юрисдикции Нижегородской области, Болотову и компании предъявлено обвинение по трем статьям: умышленное повреждение чужого имущества со значительным ущербом, незаконное предпринимательство организованной группы лиц, мелкое взяточничество (до 10 тысяч рублей). В совокупности им грозит до пяти лет лишения свободы.
При этом до передачи дела в суд Болотов находился в СИЗО, а теперь его выпустили, избрав меру пресечения в виде запрета определенных действий. Это означает, что он на свободе, но должен являться по первому вызову дознавателя, следователя или в суд. И соблюдать ряд ограничений, например, не выходить из дома в определенные часы, не посещать кое-какие мероприятия, не общаться с некоторыми людьми, не пользоваться телефоном и интернетом. Впрочем, в суд еще не подан иск об экологическом ущербе.
— Администрация города подала иск на возмещение стоимости вывоза свалки. Регоператор оценил ее в 80 миллионов рублей, — рассказал NN.RU представитель истца в суде Евгений Степанин. — Экологический ущерб — 344 миллиона рублей — в сумму иска не входит, его будут подавать экологи. Но это касается только свалки на Заовражной, по муниципальной территории. «Родник» — это не муниципальная территория, и мы по нему не судимся.
Итак, круг замкнулся. Если иск будет подан и возмещение экологического вреда возложат на компанию мусорщиков, то отдать долг государству они вряд ли успеют в этой жизни. А решение проблемы дачников и города — ведь свалка украшает центр Нижнего Новгорода — откладывается в долгий ящик.