Как устроена работа системы автоматического контроля правил парковки "ПАРКОН"? Куда жаловаться на "неправильный" штраф? Что будет, если заклеить скотчем одну из цифр госномера? Директор ГКУ Нижегородской области "Центр безопасности дорожного движения" (ЦБДД) Глеб Иванов в интервью журналисту NN.RU ответил на все вопросы.
- Насколько эффективно работает ПАРКОН в Нижнем Новгороде?
- Безусловно, эффективно. Говоря об эффективности, мы оцениваем, насколько увеличилась пропускная способность дороги или конкретного участка. По нашим расчетам, там, где работает ПАРКОН (там, где стоянка запрещена, но водители продолжали оставлять авто), проходимость автотранспорта увеличилась на 10-25% - в зависимости от времени года, дня недели и времени суток.
Всего у нас четыре комплекса. За прошлый год – а мы полноценно начали работать с лета 2015 года, когда были закуплены еще три комплекса, - было вынесено 77 тысяч постановлений. На сумму около 100 млн рублей. За 2014 год – всего 15 тысяч постановлений.
В этом году уже есть серьезное снижение ежесуточного числа штрафов. То есть там, где мы работаем, люди стали более дисциплинированные.
- Согласен, что улица Варварская, например, действительно стала свободнее и там можно ехать в две полосы в каждую сторону. Но вот на улице Минина автомобилисты перебрались на тротуары и оставляют машины теперь там. Как тут быть?
- Проблема парковки – это проблема не только Нижнего Новгорода, но и любого мегаполиса. Мы очень любим, например, ходить по красивым и удобным улицам городов Чехии, Испании или Франции. При этом видим, что места для паркования там немного и много где запрещено… В Китае вообще разрешено ездит на авто не каждый день, а только в зависимости от цифры на номере автомобиля. Понимаю, что это не от хорошей жизни. Но и оставлять все как есть нельзя.
Администрация Нижнего Новгорода планирует улично-дорожную сеть и разрешила на улице Минина парковаться только с правой стороны. Мы стараемся следить. У нас есть специальные технические средства, есть эвакуаторы - у города, есть сотрудники полиции… Есть понимание у самих автомобилистов, что оставлять автомобиль на узкой улице нельзя. Правда, некоторым, к сожалению, по-прежнему наплевать. Это тоже определенная гражданская позиция. Воспитание, в том числе поведение на дороге, с детства должно прививаться. Я часто читаю автофорум на nn.ru. Кто-то считает возможным оставить автомобиль в 200-300 метрах и дойти до нужного места пешком. А кто-то говорит, что ему удобно парковаться у входа подъезда и, вообще, он покупал авто не для того, чтобы ходить пешком.
"Хам-водитель", который возит главного финансиста области и паркуется на тротуаре, избежал наказания
Люди, которые ездят за рулем, видят эффект от работы ПАРКОНА. Я, например, тоже автомобилист. Посмотрите на улицу Горького – там раньше всегда была пробка из-за эффекта "бутылочного горлышка" около дома №117. Во-первых, там идет сужение дороги с трех полос до двух. А, во-вторых, из-за припаркованных "елочкой" автомобилей оставалась для проезда только одна полоса. Сейчас, когда мы потихонечку стали заниматься и "елочками", там стало нормальное движение в два ряда.
- "Елочка" – это бич для автомобилистов. Некоторые, получив "письма счастья", даже не сразу понимают, что нарушили.
- Такая проблема существует. И она актуальная. Есть карманы, предусмотренные для параллельной парковки. Но люди решили ставить автомобили "елочкой" – под углом к краю дороги, потому что так автомобилей больше убирается. Но при этом проезжая часть сужается и пропускная способность дорог уменьшается.
Там, где начали работать ПАРКОНы, уже такой проблемы нет. Главное – самим автомобилистам стало удобнее. Да, наверно, стало сложнее тем, кто там работает и приезжает на авто.
- Еще одна актуальная тема среди автовладельцев – эта работа ПАРКОНОВ во дворах. С чем это связано?
- Мы начали штрафовать за парковку на тротуаре. В большей степени мы это делаем по обращениям граждан, которые пишут, что в том или ином дворе нет возможности проехать с коляской либо подойти к подъезду. Некоторые автомобилисты паркуются почти у ступенек, считая это правильным место постановки авто. По возможности внутридомовые территории мы также включаем в график работы ПАРКОНа.
"Фиксировать нарушения – это просто работа"
- Как устроена работа ПАРКОНА?
- В течение дня автомобили с ПАРКОНами ездят по городу по обозначенным маршрутам. По окончании рабочего дня сотрудники ЦБДД по защищенным каналам связи передают всю информацию с комплексов в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области. Уже там происходит проверка фотографий с нарушениями, по базе данных устанавливаются собственники автомобилей и происходит рассылка писем адресатам. Вынесение штрафов – это дело полицейских.
- Кто и как принимает решение, где ПАРКОН будет работать?
- У нас есть дислокация тех улиц, где ведется фиксация нарушений с помощью ПАРКОНА, как и по комплексам фотовидеофиксации. Этот план утверждает сотрудник ГИБДД на основании установленных знаков и нанесенной разметки, исходя из очагов аварийности и нарушений. Мы совместно с ГИБДД прорабатываем вопрос, где может ПАРКОН работать, а где - нет. Определяя маршруты движения комплексов, стараемся, чтобы они не приедались и у автомобилистов не было эффекта привыкания. Водитель должен чувствовать, что не надо ставить здесь автомобиль, потому что иначе придет штраф.