В Арсенале открылась выставка "Павильон "Крайний Север". Она отразила взгляд современных архитекторов на возможное оформление павильона, который стал сенсацией на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года. Ранее NN.RU писал о важности этого события в истории города.
Константин Коровин - художник, архитектор, писатель. В 1894 году Коровин вместе с художником Валентином Серовым отправляется в творческую поездку на Крайний Север России.
Поездку спонсировал известный русский меценат, председатель правления Ярославско-Архангельской железной, Савва Мамонтов. Незадолго до этого Мамонтов вернулся из поездки на Север, в которой сопровождал премьер-министра Сергея Юльевича Витте. Путешествие произвело на Мамонтова сильное впечатление и он загорелся желанием создать павильона "Крайний Север" на готовящейся Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года.
Предложение отправиться в экспедицию Константин Коровин радостно принял, а после в своих заметках восторженно вспоминал об этих краях: "…монах с фонарем в руке нес из монастырской кладовой испеченные хлеба в трапезную, куда мы были приглашены на ужин. Вдруг мы услышали, как монах закричал внизу у ворот:
- Эва ты, еретик такой! Пусти…
Оказывается, медведь отнимал у крыльца от него каравай хлеба, а монах угощал медведя фонарем по морде.
- Я ему уже дал хлеба, - рассказывал нам позже монах, - так он все тащить хочет. Отнимает хлеб прямо у дому, чисто разбойник… Другие-то поодаль смотрят, у тех совесть есть, этот, Гришка-то, он завсегда такой озорной…
- Ты заметил, - сказал мне Серов, когда мы укладывались на монастырские койки, - милый монашек, браня медведя, говорил о нем, как о человеке. Странно, правда?
- Да, заметил. Какой чудесный край, Север дикий. И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, и какая красота! Я хотел бы здесь остаться навсегда". Аудиоверсия этих заметок художника сопровождает выставку "Павильон Крайний Север".
Чтобы воссоздать дух полюбившегося ему края, художник привез на выставку живых альбатросов, тюленя, чучела чаек и медведей, и даже ненца (чукчу) Василия, который на глазах изумленной публики поедал сырую рыбу.
"Стараюсь создать в промышленном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое я испытывал сам на Севере. Вешаю необделанные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстяные рубашки поморов. Среди морских канатов, снастей – чудовищные шкуры белух, челюсти кита", — писал Коровин в заметках того времени. Помимо привезенного реквизита в павильоне было представлено 10 панно, иллюстрирующих природу и быт этого необычного края. Сам павильон был спроектирован в зарождавшемся тогда стиле модерн.
Оригинальность идеи павильона "Крайний Север" стала сенсацией Всероссийской промышленной выставки 1986 года. За участие в этой выставке художник был удостоен ордена Почетного Легиона, награжден двумя золотыми и девятью серебряными медалями. Во многом именно благодаря этому Коровина определили впоследствии на роль художественного руководителя в оформлении русского павильона для Всемирной выставки 1900 года в Париже.
В выставочном зале Арсенала представлены работы студентов московской архитектурной школы МАРШ. Они представляют собой современные интерпретации павильона и отвечают на вопрос, как бы мог выглядеть павильон «Крайний Север» сегодня. Экспозицию дополняют стенды с историческими и современными фотографиями и текстами — искусствоведа, историка архитектуры и географа, рассуждающих о Константине Коровине, ценности архитектуры Павильона и современном состояние Севера. Каждый предлагает свою точку зрения и свой язык описания одной темы.
Выставка будет работать до 12 марта, с 12.00 до 20.00.