Город Варламов, ты не прав! Мы просто не умеем ПАЗики использовать

Варламов, ты не прав! Мы просто не умеем ПАЗики использовать

Маршрутка – это «нишевой» транспорт

Единственное предназначение ПАЗа, которое допускает блогер  Фото: из архива NN.RU

Известный московский блогер Илья Варламов недавно побывал в Нижнем Новгороде и по своей традиции написал два поста – «Плохой Нижний» и «Хороший Нижний». Скажем в скобках, не очень-то они отличаются. А одним из признаков «плохого» города столичный гость назвал ПАЗики, «процветающие» на наших улицах. «ПАЗики – это транспорт для перевозки гробов», – категорично заявил Варламов. NN.RU решил выяснить, так ли плоха маршрутка или это московскому гастролеру со страху показалось.

Председатель Ассоциации перевозчиков Нижнего Новгорода Сергей Ковалёв рубанул с плеча: «Вот если бы у блогера в Москве проезд стоил 20 рублей. А расходы совершенно одинаковые – что у них, что у нас. Мы дотаций не получаем от выпадающих доходов. Я скажу московскому блогеру: дружище, если бы у тебя была такая экономика, ты бы и ПАЗики не смог купить».

Эти автобусы, действительно, неприхотливы в обслуживании и незаменимы на российском бездорожье. В постсоветское время, когда городской транспорт разваливался, а денег на капитальную замену подвижного состава не хватало, вырулить из коллапса помогли частники на ПАЗиках. Однако время идет, а история повторяется. На сегодняшний момент срок эксплуатации половины автобусного парка в России превышает 15 лет. Да и требования устройства городской среды изменились.

ПАЗ-3205, бывший основой производственной программы завода в течение 25 лет и не исключенный из нее до сих пор, был предназначен в основном для служебных и внутрирайонных перевозок, рассказал историк и эксперт транспорта Олег Чалков. К обслуживанию пассажиров в больших населенных пунктах с интенсивными пассажиропотоками этот автобус приспособлен плохо. «Главные достоинства этой модели – дешевизна, низкая себестоимость перевозок, неприхотливость и быстрая окупаемость», – отметил журналист.

Такие характеристики объясняют популярность этой машины среди частных перевозчиков. Приверженность старой зарекомендовавшей себя модели подтвердил и Сергей Ковалев. На вопрос, какой автобус он купил, если бы представился выбор, он ответил: «Я не «бы», я покупаю ПАЗ 32054 – других вариантов для нашего Нижнего Новгорода даже не предполагаю».

От использования автобусов, выработавших свой ресурс, предостерегают и в «Группе ГАЗ», привлекая внимание к современным модификациям. «Сегодня ПАЗ выпускает комфортабельные автобусы, в комплектацию которых входят системы кондиционирования, видеонаблюдения и навигации, а также телематическое оборудование, позволяющее в режиме реального времени контролировать маршрут и работу водителя. Автобусы Павловского завода нового поколения кардинальным образом отличаются от тех старых машин, которые фигурируют в репортаже (Варламова – ред.) и которые действительно нужно менять», – говорится в холдинге.

«Модели, на производство которых сейчас переключился Павловский завод – ПАЗ-3203 и ПАЗ-3204 – намного более адаптированы для работы в крупных городах, – подтвердил Олег Чалков. – Но они все равно «нишевые», то есть предназначены для работы в условиях небольших пассажиропотоков. Также ПАЗ выпускает машины средней вместимости семейства «Вектор» (5 таких автобусов поступили в 2016 году в НПАП-3 Нижнего Новгорода). Частные перевозчики их, как правило, не покупают из-за достаточно высокой стоимости».

«Вектор NEXT» в комплектации «Школьный автобус»  Фото с официального сайта «Группы ГАЗ»

Основной недостаток маршрутки, сошлись во мнениях эксперты, – использование ее не по назначению. «Маршрутка сама по себе неплоха, только она не на месте, – считает журналист Александр Седов. – У нас не выстроена транспортная политика». Два вида организации общественного транспорта он условно назвал европейским и азиатским. По азиатским улицам ездит куча тук-туков (трехколесный мотоцикл), рикшей и прочих маленьких повозок, которые перевозят пассажиров на большие расстояния.

Европейская система организована по-другому. В ней маршруты делятся на магистральные и подвозящие. Магистральный транспорт – это метро, трамваи и автобусы большой вместимости. Он забирает людей из центральных густонаселенных жилых массивов и везет от одного пересадочного пункта до другого. А подвозящий транспорт доставляет к этим пунктам пассажиров с периферии. Так вот у нас, по мнению журналиста, город европейский, а принцип организации общественного транспорта – азиатский.

ПАЗик может использоваться в городах-миллионниках, в том числе и в Нижнем Новгороде, но только как подвозящий транспорт. А у нас, к большому сожалению, используется как магистральный. Небольшие автобусы едут по маршрутам большой протяженности – объезжают все районы, микрорайоны, кварталы и частный сектор. Так как вместимость их ограничена, в рейс выходит большее количество машин, маршруты дублируются, возникают пробки.

«Это все равно, как вам нужно опустошить ванну, а вы не выдергиваете пробку слива, а черпаете, причем даже не большим ковшом, а чайной ложкой этот пассажиропоток выхлебываете», – подытожил Александр Седов. В последнее время многие азиатские города, например, Сеул или Шанхай, взяли на вооружение европейскую систему организации общественного транспорта. Далеко вперед ушел в этой сфере славянский Минск, который имеет схожие с нами проблемы – не очень развитый метрополитен. А для того, чтобы найти подобие нижегородской транспортной системы, приходится все дальше и дальше углубляться в географию.

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях "ВКонтакте",Facebook, "Одноклассники.ru". Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления