Второй год подряд «Торпедо» заканчивает сезон на первой стадии плей-офф Кубка Гагарина. Недавняя серия с «Локомотивом», проигранная со счетом 0:4, не понравилась ни с точки зрения результата, ни — качества хоккея. Очевидно, что «Торпедо» уперлось в потолок.
Весь негатив сейчас направлен на главного тренера «Торпедо» Петериса Скудру, который за последний год испортил себе имидж, приняв ряд непопулярных решений. Спасти Петериса от народного гнева могло только удачное выступление в плей-офф. Но теперь Скудре готовы припомнить все: от бесчеловечного отношения к игрокам, которых тренер менял как перчатки, до примитивного силового хоккея. Но виноват ли в проблемах «Торпедо» один только Петерис Скудра, чью голову требуют многие болельщики и некоторые журналисты, опубликовавшие не один разоблачающий материал разной степени корректности?
Какой хоккей нам нужен?
Для начала разберемся, что именно вменяется в вину главному тренеру «Торпедо». Первое, что приходит на ум — бесконечный круговорот игроков за последние пять лет и сезон 2017/18 в частности, когда через раздевалку прошло полсотни хоккеистов. Причем в последнем сезоне Скудра обращался к тем игрокам (Лисутин, Костицын, Паршин, Столяров и иже с ними), с которыми уже работал ранее. Особенно странно выглядела история с Михаилом Кондратьевым, который вернулся в «Торпедо» прошлым летом, но покинул клуб еще до старта сезона 2017/18. Забыв известную поговорку о том, что лучшее — враг хорошему, Скудра постоянно собирал пазл игрового состава, но так и не смог найти оптимального сочетания. С этим не поспоришь.
Но есть один момент, о котором многие забывают.
— Ни один игрок не может покинуть клуб без согласия руководства клуба, — отмечает экс-директор «Торпедо» Андрей Осипенко (занимал пост с 2011 по 2014 гг. Летом 2013 года именно Осипенко был инициатором приглашения Петериса Скудры на тренерский пост). — Равно как и прийти — подпись под контрактом ставит генеральный директор. У любого тренера постоянно возникают какие-нибудь хотелки. Особенно после пары проигранных матчей. Нужен защитник, нужен центрфорвард, нужен скоростной, нужен леворукий и т. д. Руководство не должно становиться тормозом или якорем, запрещая любые переходы, но 50 игроков за сезон — это неправильно! Пыл Скудры необходимо было остудить.
Еще одна причина, заставившая Скудру пойти по трансферному кругу, — бюджет команды. Да, «автозаводцы» — далеко не самый бедный клуб и точно входят в первую восьмерку Западной конференции КХЛ (по нашим данным, бюджет клуба в прошедшем сезоне составил 700 миллионов рублей). Но тягаться со СКА, ЦСКА или грандами Восточной конференции — «Ак Барсом», «Металлургом», «Салаватом Юлаевым», чьи бюджеты перевалили за миллиард, а у кого-то — и 2 миллиарда, нижегородской казне все равно не под силу. Безграничными трансферные возможности Скудры не были никогда. Проще говоря, Петерис мог менять шило на мыло, чем и занимался.
— Из года в год общий уровень игроков «Торпедо» не становился выше, — отмечает экс-капитан «автозаводцев» Евгений Варламов. — А в этом сезоне состав, пожалуй, был самым слабым за последние пять лет. Другое дело, что и с таким подбором исполнителей игра могла быть более яркой и содержательной. А серия «Торпедо» и «Локомотива» получилась самой неинтересной с точки зрения красоты хоккея. Но едва ли нижегородской команде с ее нынешними трансферными возможностями было по силам всерьез рассчитывать на выход во второй раунд плей-офф.
Всех Аляевых не перевыгоняешь
Чехарда в составе, конечно, действовала на нервы «автозаводским» болельщикам. Но по-настоящему нижегородская общественность взбунтовалась, когда Петерис Скудра взялся за доморощенных игроков.
В течение последних двух лет тренер убрал из команды «золотое» звено «Чайки» Руденков-Ильин-Шураков (последние двое вернулись в ходе этого сезона). Расстался с лучшим новичком сезона 2015/16 Артемом Аляевым. А в ноябре прошлого года, о ужас, распрощался и с капитаном Алексеем Потаповым — главным любимцем трибун «Нагорного»! Вот тут от Скудры отвернулись даже те, кто раньше готов был простить ему все.
Но почему-то обвиняющие Скудру в «нижегородском геноциде» опять упускают факт, что в одиночку принять такое решение Петерис не мог. Точнее сказать, не мог он росчерком своего пера взять и отправить на все четыре стороны Потапова, Аляева и других. Почему в дело вновь не вмешалось руководство? Петерис — человек приезжий, плевать он хотел, кто из его игроков с нижегородской пропиской, а кто нет. Но менеджмент-то у «Торпедо» свой, доморощенный, так сказать.
— Ни один тренер не будет делать исключения для местных игроков. И Скудру мы приглашали не для того, чтобы он помогал развивать нижегородскую молодежь, — продолжает Андрей Осипенко. — Но я бы никогда не позволил убрать Потапова. Есть масса возможностей удержать игрока в системе клуба: фарм-команды, скрытая аренда в другие клубы КХЛ. В этот вопрос обязательно должно было вмешаться руководство клуба.
К потере нижегородцев болельщики отнеслись столь болезненно еще и потому, что на горизонте новых Аляевых не видно. И вот он — корень проблемы. Нижегородская хоккейная школа не ставит на поток подготовку хоккеистов, способных хотя бы побороться за место в составе команды КХЛ.
Вопросом, как должна взаимодействовать система юношеских и молодежных команд «Торпедо» с главной, много рассуждал экс-капитан автозаводцев Евгений Варламов, который в 2013 году был назначен советником тогдашнего президента клуба Олега Кондрашова. Варламов составил подробный план развития системы клуба от школы до команды мастеров, о чем в том числе рассказывал и журналистам:
— Не надо искусственно вводить лимиты на молодых. Если школа будет правильно функционировать, то воспитанники сами вытеснят из состава приезжих игроков, которые выступают в третьем-четвертом звеньях. Как это происходит в «Локомотиве», «Ак Барсе» или магнитогорском «Металлурге». Руководство клуба там заинтересовано в развитии своих кадров. Ведь, кроме всего прочего, такой подход позволил бы клубу сэкономить до 100 миллионов рублей в год.
Но, после нескольких бесед с назначенным весной 2014 года новым генеральным директором «Торпедо» Виктором Харитоновым, Евгений Варламов покинул клуб.
Будет ли работать менеджмент?
Пойдем от противного и примем за данность, что Скудра не останется в клубе. Исчезнут ли с этим проблемы? Нет! Новому рулевому придется выстраивать свою команду. А значит, он столкнется с тем, что качество игроков неминуемо будет зависеть от их цены.
— Чтобы повысить результаты команды, нужно приобретать исполнителей классом выше по сравнению с теми, кем «Торпедо» укомплектовано сейчас, — говорит Андрей Осипенко. — Но для этого бюджет должен быть увеличен в разы. Идти на такой шаг неправильно, с моей точки зрения. Сейчас в тупик зашла вся КХЛ, где команды из-за отсутствия потолка зарплат оказались в неравных условиях, и пропасть только растет. Можно раздувать свою платежную ведомость и дальше, но что это даст, если первые два места на Западе все равно заняты.
Есть другой вариант, который выглядит привлекательнее в глазах болельщиков. Ни в какие гонки вооружений «Торпедо» не ввязывается и становится максимально нижегородским. Для этого надо вернуть своих воспитанников, сохранив в составе Уракова и Веряева, и подтянуть еще нескольких игроков «Чайки». Какие перспективы откроются перед таким «Торпедо»?
— Претендовать на что-то большее, чем просто попадание в плей-офф, команда не сможет, — уверен Андрей Осипенко. — Менеджменту и болельщикам клуба надо будет собраться вместе и, глядя в глаза друг другу, признать: «Кричалку “Кубок Гагарина — на проспект Гагарина” забываем. Теперь “Кубок Гагарина” для нас — в лучшем случае сам факт попадания в восьмерку сильнейших в конференции». Устроит ли нижегородских болельщиков такой подход? Уверен, что нет.
И вот мы с вами пришли к тому, с чего начинали. «Торпедо» уперлось в потолок. Но как его пробить?
Убрать Скудру, но оставить внутри клубной системы все как есть, пригласив на место Петериса Андрея Скабелку, Алексея Кудашова или Александра Андриевского (всех троих сватают в Нижний Новгород). Но зачем? В надежде, что при них команда, укомплектованная примерно теми же игроками, заиграет в кружевной хоккей? Кто-то серьезно в это верит?
В «Торпедо» грядет пора оргвыводов, и новому главе региона Глебу Никитину, который, как выяснилось, небезразличен к хоккею, вместе с новым председателем правления клуба Дмитрием Сватковским стоит задуматься над тем, как сделать менеджмент клуба эффективным! Заставят ли власть имущие Нижегородского региона брать ответственность на себя нынешний менеджмент или назначат новых функционеров, Глеб Сергеевич и Дмитрий Валерьевич разберутся сами.
Очевидно одно — за топтание на месте ответственность должен нести не только Скудра. Возможно, Петерису действительно лучше уйти. Пять лет в одном клубе — серьезный срок. Возможно, Скудра уже дал «Торпедо» все, что мог.
Но принести в жертву одного тренера, обвинив его во всех грехах, — означает и дальше оставаться в тупике. Даже если вы всей душой ненавидите Скудру, не признать этого невозможно.
Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.
Текст: Алексей Рокотов
Фото: Алексей Фокин