Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (НАПП) представила идею создания музея науки и техники на Стрелке. Представление проходило на заседании профильного комитета гордумы. Архитектурный критик, руководитель общественной группы «Открытая Стрелка» (ее участники обнаружили пакгаузы и доказали их историческую ценность) Марина Игнатушко ответила на восемь простых вопросов о «концепции» НАПП и предназначении Стрелки.
1. Как я отношусь к идее создания музея?
Как всякий любознательный человек — с интересом. Технические музеи — особенно в Германии, Штатах — лучшие места для нескучного времяпрепровождения. Однако создание хорошего технического музея — процесс долгий и сложный. Достаточно вспомнить недавний опыт Политехнического музея в Москве: на создание современной концепции ушло три года. При этом концепцию заказали британцам — Event Communications: музей — не кунсткамера, а открытая площадка для дискуссий, экспериментальных, образовательных проектов вокруг научных идей.
2. Означает ли это, что я поддерживаю идею НАПП?
Нет, не означает. На заседании в гордуме напомнили, что «Опора» (объединение предпринимателей России. — Прим. ред.) хотела бы видеть музей предпринимательства, а за других, кого не было на этой встрече, я назвала — Музей кораблей... и т. д. В пользу чьих желаний делить пакгаузы? Наша организация «Открытая Стрелка» за два последних года провела несколько воркшопов, разных встреч, опросы, где и собрала информацию о всевозможных видениях. Можно и нужно продолжить обсуждения. Главное, помимо собственных представлений, — важно знать и учитывать, что представляют и думают другие.
3. О чем, собственно, докладывал на заседании заместитель директора НАПП Денис Замотин?
О том, что городу нужен технический музей. Ассоциация обсудила это уже с общественной палатой и заручилась поддержкой депутатов гордумы. Пакгаузы — остеклить, по периметру — машины, бомбы, снаружи — самолеты. Построить еще одно здание — непрозрачное. Показывать достижения, собрать продукцию всех заводов, учить школьников! Учить! Профориентировать! Внушать молодежи патриотизм и уважение к труду. Очень помог строительный университет — с презентацией (это заметно!)... И я очень ждала, когда от имени промышленников и предпринимателей озвучат самое сильное, по-мужски ответственное, мудрое предложение, и казалось, вот оно — сейчас проявится: «Мы готовы...»
Чуда не случилось: они готовы «взяться за информационное и экспозиционное наполнение». А деньги на такой музей — пожалуйста, из бюджета! Желательно, федерального.
На вопрос о том, сколько стоит музей, докладчик не ответил. «Это же только концепция», — говорит.
4. Что такое концепция?
Если полтора-два года готовить концепцию, то в первую очередь надо не забыть, что картинки — лишь иллюстрация к ней. Аналитическая записка — страниц на 200–300 — с исторической справкой, исследованиями, выводами, обоснованиями — в том числе, экономическими, фактическими и логическими подтверждениями главных посылов — вот это основная часть концепции. «Мы хотим» — просто желания и некоторые видения, произрастающие из внутренних корпоративных задач. Потому то, что было представлено, ни концепцией, ни разработкой не является. Предложение — не более. Одно из...
5. Что меня удивило?
То, что собравшиеся не различают концепции от идей и предложений, ничего не понимают про Стрелку, не знают про металлические конструкции, уверены, что борские стекольщики вполне себе все, что понадобится, застеклят. Что именно благодаря НАПП конструкции и удалось сохранить на Стрелке, и состояние их удовлетворительное. Члены НАПП не в курсе про нашу научно-практическую конференцию, про коды и смыслы, но готовы создать рабочую группу, нажать на административные рычаги. Я им посоветовала позвать в группу специалистов по музейному проектированию — уровня Event Communications. Не уверена, что поняли.
6. Какие выводы следуют?
Однозначно, докладчик и сочувствующие совсем не различают разные вещи. Первая — отсутствие технического музея в городе, гордящемся своими инженерами. А вторая — совсем другая проблема — ревитализация территории бывшего порта. И, как мне подсказали коллеги — абсолютные эксперты в этой сфере: «Они совсем ничего не понимают про музеи».
7. Что из этого следует?
Для реального общественно значимого дела надо выходить из корпоративных, административных зон комфорта, садиться за общий стол и стараться договариваться.
8. Как работает дума без нормальной профессиональной модерации?
Это же дикая трата времени и денег!