На этой неделе Нижегородская область перешагнула несколько печальных рубежей из тех, что называют «психологическими отметками» — по количеству заражённых COVID-19 и по числу умерших пациентов. В понедельник в регионе было зарегистрировано более 10 тысяч инфицированных и свыше 100 скончавшихся, а накануне оказалась пройдена отметка в 11 тысяч больных. Между тем полностью от вируса вылечились порядка 4,5 тысячи нижегородцев.
В общем, счет пошел уже на какие-то статистические величины. Так что мы собрали данные по этим категориям за всю эпидемию коронавируса в области (у нас она началась 6 марта) и решили вспомнить главные вехи, разобраться в тенденциях и сделать первые выводы.
Заражённые
Итак, первый случай заболевания коронавирусной инфекцией в Нижегородской области был зарегистрирован 6 марта. До конца месяца статистика оставалась не такой страшной — всего 12 заражённых. 2 апреля число заболевших выросло в два раза, после чего COVID-больных стали выявлять практически каждый день. Ровно через месяц после появления первого коронавирусного пациента в регионе количество заражённых выросло до 56.
А дальше наступила череда различных праздников, к тому же стала улучшаться погода. К примеру, 12 апреля, в Вербное воскресенье, во многих нижегородских храмах прошли богослужения. Верующие отправились молиться, несмотря на опасную эпидемиологическую ситуацию. Отметим, что люди держались на должном расстоянии друг от друга, однако были без масок. В тот же день замгубернатора Давид Мелик-Гусейнов заявил, что такое решение нижегородцев обернётся всплеском новых заболеваний через 5–10 дней.
Согласно статистике, ровно на седьмой день после Вербного воскресенья в Нижегородской области впервые выявили сразу более 100 заражённых — если точнее, то 129.
На следующий день было 113 новых случаев, а потом 101. Тогда же губернатор Глеб Никитин отмечал, что между этими событиями есть прямая взаимосвязь:
— Один из факторов заболеваемости — всплеск активности жителей региона в выходные дни, в частности, 11 и 12 апреля. Был крупный праздник — Вербное воскресенье. Люди начали посещать кладбища, активнее пользовались общественным транспортом и пожилые граждане. Был принят ряд мер для того, чтобы не допустить этого на Пасху, — говорил Глеб Никитин.
Чтобы обезопасить прихожан, им запретили посещать храмы Нижегородской области с 14 апреля. Однако эти ограничения были сняты 1 июня.
Отметим, что в этот же период начали открываться крупные предприятия — как в области, так и в Нижнем Новгороде. Им разрешили вернуться к работе при условии соблюдения ряда эпидемиологических требований. Правда, поначалу это получилось далеко не у всех. 13 апреля нижегородские соцсети облетели снимки огромных очередей на проходных ГАЗа — люди толпились, не соблюдая дистанцию. Спустя два дня, 15 апреля, ситуация повторилась в Кстовском районе, где около завода «Лукойл» тоже находились десятки работников без масок.
Тогда на эти предприятия оперативно составили протоколы, после чего их оштрафовали на несколько сотен тысяч рублей.
Следующий праздник — Пасха, 19 апреля. Как мы уже сказали, власти вместе с нижегородской епархией приняли решение о введении ограничений на посещение храмов. По меньшей мере одна из нижегородских церквей всё же провела тайную службу для избранных — на ней было несколько десятков человек. Нам удалось выяснить это, потому что наш внештатный фотокорреспондент Регина Ильина случайно туда попала.
— Это была обычная служба. Только верхний свет был полностью выключен. Все люди в церкви были без масок, дистанцию не соблюдали. В масках я заметила всего двоих. Большинство столпилось в переднем зале. И лишь единицы стояли в заднем зале, — рассказывала наш корреспондент.
После этого наш источник в Нижегородской епархии сообщил, что из-за случившегося была организована внутренняя проверка, так как разрешения на проведение службы с участием прихожан у священнослужителей и сотрудников храма не было. Официально епархия не подтверждала эту информацию. С 20 апреля запрет на посещение храмов и монастырей в Нижнем Новгороде и области был продлён.
Спустя пять дней после Пасхи статистика показывала следующее: 24 апреля — в Нижегородской области зарегистрировано 94 новых случая заражения, 25 апреля — 118 случаев, 26 апреля — 153 случая, 27 апреля — 207 новых заболевших.
В тот же период стало известно о вспышке коронавируса в селе Дивеево — 25 апреля его закрыли на карантин. Это был первый подобный случай в регионе. Тогда замгубернатора Давид Мелик-Гусейнов назвал это «последствиями Вербного воскресенья». После этого губернатор Никитин принял решение ужесточить въезд в область — только по экстренным рабочим пропускам и паспортам с нижегородской пропиской.
Что касается статистики за последний месяц — с 1 мая в Нижегородской области не было и дня, чтобы количество заражённых COVID-19 опустилось бы ниже 157 человек. Региональный антирекорд по числу заболевших — 354 жителя за сутки. Такие показатели были 12 мая и 2 июня. В среднем количество заражённых варьируется от 200 до 300 человек.
Выводы:
такое большое количество заболевших нам пытались объяснить близостью к Москве, а также рекордными объемами тестирования (что вообще-то не говорит о том, что у нас хорошо — это говорит, что и у других плохо, но они об этом не знают). Возможно, на первичных этапах близость к Москве действительно сыграла свою пагубную роль, но, начиная с первых чисел апреля, нижегородцы принялись уже вовсю заражать себя сами и заболеваемость резко увеличилась;
статистика показывает, что резкие подъемы заболеваемости случались после больших выходных и церковных праздников, когда люди много находились вместе, не думая о безопасности;
динамика роста за последние пару недель не самая радужная: от примерно 200 заболевших до 300–350 ежедневно выявляемых. При этом, сейчас открылись многие магазины и прочие учреждения, а впереди очередной церковный праздник — Троица. Так что, если всё будет идти по текущей модели, то можно прогнозировать рост заболеваемости до 400–500 человек в день в течение ближайших двух недель (если, конечно, не произойдет чуда и нижегородцы не станут соблюдать режим самоизоляции лучше).
Умершие
Первые смерти пациентов с коронавирусной инфекцией были зарегистрированы в Нижегородской области 5 апреля — COVID-19 привёл к обострению многих хронических заболеваний у женщин 80 и 83 лет. Последующие летальные случаи также были связаны с пожилыми людьми, у которых были различные хронические болезни. До конца апреля в регионе количество скончавшихся нижегородцев выросло до 12.
Начиная с 10 мая в области практически ежедневно начали фиксировать новые летальные случаи у COVID-больных. В среднем по 4–5 случаев за сутки. Как объяснял глава областного Минздрава Давид Мелик-Гусейнов, они происходят не одномоментно. По каждому случаю проводятся тщательные патолого-анатомические исследования, чтобы установить точную причину смерти.
— Эта информация отправляется в единую федеральную базу учета умерших. Там она тоже проходит верификацию, — говорил замгубернатора. — От момента летального исхода до опубликования данных может пройти до двух дней.
На этой неделе Мелик-Гусейнов рассказал, что до сих пор большинство смертей приходятся на пенсионеров, однако есть летальные случаи и среди молодых людей — к примеру, одному из них было 29 лет, другому — 35. Трагедии не обходят стороной и медперсонал, к сожалению, защитные костюмы не всегда спасают — мы писали о заместителе главврача больницы № 33 Алексее Аристове, который скончался от коронавируса. Он подцепил заразу, исполняя свой служебный долг.
Также глава нижегородского Минздрава отмечает, что в целом смертность от COVID-19 в мае выросла по сравнению с апрелем. Однако это не означает, что коронавирус стал внезапно смертельнее. Медики регулярно сообщают о новых тяжёлых пациентах, в том числе и о больных, которых подключают к ИВЛ. К сожалению, врачам удаётся спасти далеко не всех из них, поскольку, по словам Мелик-Гусейнова, для многих пациентов подключение к ИВЛ — это билет в один конец.
Выводы:
можно заметить, что начиная с 20 мая данные об умерших начинают поступать каждый день и в количестве не меньше 4 человек ежедневно (до этого были и «пустые» дни, и меньшее количество умерших разом). Болезнь не стала смертельное — это, к сожалению, то самое количество, перешедшее в «качество». Заболевших, в том числе и тяжелых, стало гораздо больше, поэтому и смертельных исходов тоже;
по всем признакам, эпидемия COVID не думает идти на спад, однако многие магазины, салоны красоты и т.д. открылись, да и вообще в режиме наступили послабления. Поэтому нам не кажется, что количество смертельных случаев уменьшится. Скорее, есть шансы на увеличение.
Выздоровевшие
Теперь перейдём к единственной радостной категории — выздоровевшим. В Нижегородской области первого человека, переболевшего коронавирусом, выписали из больницы 25 марта. Почти спустя три недели после первого выявленного случая заражения.
На протяжении апреля статистика по выздоровевшим и выписанным жителям росла совсем не бурными темпами — 30 апреля таких нижегородцев было всего 228, тогда как инфицированных было 1944.
Серьёзный скачок произошёл после 13 мая, когда разом было выписано 113 человек. После этого выздоровевшие активно начали прибавляться в статистике периодами по три-четыре дня. Последний такой период начался как раз 1 июня — тогда вылечившихся стало на 106 человек больше, 2 июня — на 260 больше, 3 июня — на 228 больше, накануне — на 184 больше, сегодня — на 164. Всего на текущий момент в регионе от COVID-19 выздоровели 4637 нижегородцев — это 40,3% от общего числа заражённых в области.
Вывод:
к счастью, COVID-19 обладает не самой высокой летальностью из известных человеку заболеваний. Кроме того, почти половина заболевших нижегородцев переносит болезнь в бессимптомной либо легкой форме. Поэтому многие из заболевших и госпитализированных быстро идут на поправку и выписываются.