Несколько дней назад на юге области начались лесные пожары. В какой-то момент огонь близко подошел к поселку Стеклянному под Первомайском — почти 30 домов сгорели дотла. На территорию заповедника стянули более тысячи спасателей, был объявлен межрегиональный режим ЧС. Наши корреспонденты Алёна Семакина, Наталья Бурухина и Александр Карташов отправились на место пожаров и пообщались с жителями сгоревшего поселка.
Пожар из Мордовского заповедника
В начале августа жители Сарова заметили, как густой дым затягивает небо над городом. Прямо на границе с Мордовией начались лесные пожары, позже огонь перекинулся на сторону Нижегородской области.
Один за другим южные территории региона стали вводить режим ЧС. К настоящему моменту пожар прошелся по территории в 10 тысяч гектаров. Пострадала почти треть всего Мордовского заповедника.
За день сгорели 28 домов
Еще на пути из Арзамаса в небе виднелась полупрозрачная дымка в виде воронки где-то вдалеке. Дальше был Первомайск, а чуть правее — Стеклянный. В нескольких минутах от поворота на поселок стоял пост ДПС — проехать могли только служебные машины. Отчасти, чтобы не пустить посторонних на опасную территорию, а еще — спасти оставленные дома от мародеров.
Поселок Стеклянный находится почти посередине между Первомайском и границей с Саровом. Со всех сторон окружен лесом. 20 августа там сгорели 28 домов.
Первые опасения из-за пожаров на подступах к Первомайскому району появились еще во время ситуации с Аламасово. Там огонь подобрался настолько близко, что в село пригнали автобусы на случай эвакуации. Но наутро пошел дождь, и пожар удалось локализовать.
Несколько дней огонь удавалось не подпускать к населенным пунктам, пока он не перекинулся на Стеклянный. Жителей эвакуировали за день до того, как там загорелись их дома.
Дорогу на поселок, видимо, хотели отремонтировать, и на одной из полос уложили новый асфальт. На въезде почти никаких следов близкого пожара. Деревья по обеим сторонам, светлое небо, ровная дорога — и так вплоть до поворота на Стеклянный. За ним — выжженная земля и тлеющие деревья.
Сами жители делят Стеклянный на станцию и поселок. Около железной дороги еще можно найти зеленые участки и целые дома. Дальше — их всё меньше и меньше. Черные стволы деревьев, едва виднеющаяся серая трава, в разных местах стоят таблички Мордовского заповедника — где-то целые, где-то наполовину сгоревшие. Стоило пройти чуть ближе, и от веток на одежде появлялись полосы, а под ногами пеплом крошился мох.
Сначала пожар перекинулся на дом Никишевых. Он сгорел полностью, как и рядом стоящая машина.
— Как у меня бабушка живая была, я туда ездила, так и до сих пор мы там. Да, как нам говорят, мы можем уехать в Саров, но, извините, а если просто жизнь растоптали? Если жизнь там проходила, не в Сарове большую часть времени, а там, то как? — рассказала родственница погорельцев Светлана Фомина.
У семьи осталась баня — ее огонь обошел. На грядках по соседству с выжженной землей растут тыква, свекла, клубника, а в почти целых теплицах — помидоры и перцы. Правда, ухаживать за растениями сейчас некому.
Сильно пострадал и соседский дом — целыми остались только стойки фундамента. На них уложилась изогнутая от пламени крыша. На заднем дворе сохранились клумбы с пожелтевшими цветами и то, что осталось от летнего душа.
Чуть выше по поселку остановилась команда — Лесохрана, волонтеры, спасатели. Как они признались, работы там предстоит еще много, но главная борьба идет не в Стеклянном, а дальше. Южнее в небе виднелось небольшое зарево.
«Обстановка тяжелая, но никто ничего конкретного не говорит»
Первомайск — небольшой город с невысокими домами и аккуратными площадками. До Стеклянного от него около 14 километров — по вечерам оттуда видны и дым, и зарево от близких пожаров.
— Всё было видно: и дым, и огонь, потому что ветра не было. Всё это вверх поднималось. Обстановка тяжелая, но никто ничего конкретного не говорит, может быть, успокаивают каким-то образом, — рассказала жительница города Валентина Кашлева.
Практически в центре города находится здание администрации. Прямо у входа там собирают сухие пайки для спасателей и микроавтобусами отправляют их на передовую.
— Мы организовали питание всем людям, которые принимают участие в локализации пожара. На них идут средства МЧС и пожертвования, — сообщила глава Первомайского района Елена Лебеднева.
В администрации Первомайского района принимают помощь в виде сухих пайков. В первую очередь нужна вода, еда, туалетная бумага, сигареты. Их можно принести прямо в здание местной мэрии.
На той же площади собирают волонтеров. Около машин стояло почти 20 человек в рабочей одежде и с лопатами. Их отправляют тушить более мелкие очаги возгорания.
«Бабушке решили не сообщать, что ее дом сгорел»
У здания администрации ждала группа погорельцев из Стеклянного. Поселок не был полностью дачным, и некоторые проживали в нем постоянно. Теперь они ютятся у родственников.
Из Стеклянного всех эвакуировали в срочном порядке. Светлана Фомина вспоминает, что их выгоняли из домов, а кого-то «чуть ли не за руки схватили и посадили в машину».
— Кто отбрыкивался и кто были мужчины покрепче — тех не хватали. Вот они спасли свои дома. Они пожарные расчеты заставляли тушить. Говорили: «Пока вы не потушите, вы не уедете отсюда». И все силы сконцентрировали на станции, — рассказала женщина.
Светлана Фомина и другие погорельцы говорят о том, что у пожарных не было воды — они израсходовали ее до того, как смогли потушить пожар. И набрать ее в самом поселке невозможно. По ее словам, они из года в год просили пожарные пруды, но ничего так и не построили.
Сотрудники госпожнадзора начали проверку по факту перехода огня с лесного пожара на поселок Стеклянный.
У Олеси Белкиной в Стеклянном жила 90-летняя бабушка. Большую часть своей жизни она провела в том доме. Накануне пожара ее эвакуировали — в курточке, халате и тапочках. Других вещей женщина с собой не взяла.
— Мы просили ей пока не сообщать, что ее дом сгорел, потому что я не знаю, как пожилой человек переживет этот факт. Я думаю, она собиралась умереть в своих родных стенах, — рассказала Олеся Белкина.
По ее словам, в администрации пострадавшим не объяснили, как и куда обращаться за помощью. Обо всех новостях они узнавали только через сарафанное радио. В качестве компенсации погорельцам собираются выплатить по 10 тысяч рублей на семью.
— У меня лично под этим пеплом осталась новая машина, новый прицеп. Я не говорю уже о вещах и том, что мы наживали годами. Мне куда эти 10 тысяч потратить? — сообщила Светлана Фомина.
«Настоящие герои»
Дорога в Саров постепенно уходила в туман из дыма. Пожарной техники и автобусов по обочинам становилось всё больше, на одном из перекрестков — развернутые палатки. Дальше на горизонте показался пожарный поезд.
Члены команды поезда в шутку называли себя «зеваками» и указывали на проходящих рядом спасателей, которые «здесь настоящие герои».
Сотрудники МЧС в это время работали на минерализованной полосе (очищенной от горючих материалов территории. — Прим. ред.). Рядом стоял грохот падающих деревьев, а по небу дважды пролетела авиация.
— В настоящее время угрозы населенным пунктам нет, но стоит констатировать факт, что погода может внести свои коррективы в тушение пожара, но все силы и средства сейчас находятся на передовой, — рассказал начальник пресс-службы ГУ МЧС России по региону Михаил Чирков. Он также находился на месте тушения пожаров.
Тушить пожары в Мордовском заповеднике съехались спасатели из разных городов России. А на помощь с небольшими очагами отправились местные волонтеры. На дым и пепел в воздухе продолжают жаловаться жители Сарова и Дивеева.
Сейчас ситуацию с возгораниями на границе удалось стабилизировать, но многое будет зависеть от изменений погоды. Отряды спасателей, Росгвардии, Министерства обороны и лесного хозяйства остаются на территории заповедника.
В этом году лесные пожары охватили сразу несколько областей России. В июле они бушевали в Челябинской области — там огонь уничтожил несколько десятков домов. Второй горячей точкой на карте России стала Якутия, где за несколько недель выгорел миллион гектаров леса. А совсем недавно природный пожар перекрыл федеральную трассу на Урале.