От литейки на автозаводе и выплавки металла на балконе до создания собственной мастерской и первых выставок. Более 20 лет нижегородский скульптор Шамиль Валияров создает скульптуры из металла. В отличие от многих других мастеров, все этапы работ он производит сам — начиная от идеи и пластилинового слепка, заканчивая выплавкой. Сейчас его скульптуры можно встретить на выставках современных художников. Как начинался его творческий путь и как автор создает свои творения — в нашем репортаже.
Респиратор, рукавицы и толстая куртка — без них к печи лучше не подходить, температура в ней выше 900 градусов. Мастер открывает дверцу и щипцами вытаскивает из нее тигель с раскаленным в нём металлом. На полу уже установлена форма — в нее он и заливает сплав. Всё еще раскаленный, металл начинает застывать.
Так выглядит один из самых сложных и опасных этапов при создании металлической скульптуры. Впереди предстоит еще длительная обработка изделия, однако это будут уже заключительные работы.
С чего всё начиналось
Любимое дело Шамиль Валияров нашел больше 20 лет назад — начиналось всё с литейного цеха автомобильного завода.
— Я начал сперва заниматься живописью, в определенный момент стал делать скульптуры. Я работал на автозаводе, там — литейка. Я попросил сделать форму и отлить, тогда в принципе началась скульптурная деятельность.
Валияров по профессии — инженер-геодезист. После работы на ГАЗе он некоторое время делал измерения для частных компаний — по ним, например, были созданы ТЦ «Муравей» и «Этажи». Сейчас скульптор считает, что та работа была больше способом зарабатывания денег: «Она меня тоже увлекала, захватывала, но я все этапы прошел, и было уже неинтересно».
В то время ему приходилось создавать скульптуры дома на балконе или в гараже. Не обходилось и без происшествий.
— Когда я заливал на балконе (там пол деревянный), плеснул металл — дерево сразу вспыхивает. Дым. Водой не затушить, потому что на горячий металл если плеснуть, получится баня. Песком я это дело забросал, хорошо что жены дома не было. Я окна открыл — дым валит. Я встал около окна и стал изображать курящего. Дыма, конечно, многовато, ну ладно.
Как создается скульптура
Творческий процесс начинается с идеи. По словам Валиярова, для него это какой-то образ, который может прийти даже во сне. До самой выплавки металла должно пройти много этапов, в которых задействованы разные виды материалов: форма из пластилина, затем — из гипса. Позже в нее заливается воск — делается новая форма, способная выдержать металл.
Металл плавится при температуре 950–980 градусов. Он заливается в форму из смеси гипса и песка. Прежде чем он застынет, должно пройти около часа, затем его нужно будет обработать, отшлифовать.
На полках мастерской скульптора можно найти как готовые произведения, так и восковые фигуры и формы из гипса.
Скульптура — дорогое искусство
По словам Валиярова, на одну работу может уйти месяц: «Слепишь, что-то не нравится, немного подождешь, что-то поправляешь. Потом материал кончается — надо ехать его покупать». Скульптура считается одним из дорогих видов деятельности: большие средства уходят на материалы и сам процесс.
— У нас, в Нижнем, никто не льет сам, никто не делает эти вещи от начала от конца. Художники в советское время отвозили формы в Москву, в Питер. Им там заливали, они привозили, обрабатывали. Мне было в принципе интересно отливать, я этот литейный процесс освоил, я независим, я свободен.
Некоторые из своих работ Шамиль Валияров периодически продавал. Однако он признаётся, что не был на это нацелен — «сперва хотелось достичь уровня, когда б удовлетворяли твои произведения».
«То, что может удивить людей»
Шамиль Валияров работает только с металлом, так как тот, по его словам, наиболее надежный материал. Кроме того, все его скульптуры относительно небольшого размера.
— Слишком большие вещи мне неинтересны, такая камерность мне нравится больше. Их можно взять на руки, посмотреть, погладить, почувствовать, что это такое.
Работы скульптора выставлялись в «Нижполиграфе» наряду с другими современными художниками. Валияров считает, что, в первую очередь, ему нужно делать побольше интересных вещей, и тогда людям будет интересно на них смотреть.
На выставке «Снаружи внутри» были представлены две работы из серии масок. Их основой стали африканские варианты.
— Есть альбомы африканских масок — они некрасивые в большинстве своем. Там не закладывается эстетика восприятия, чтобы люди ими любовались. У них назначение — навеять страх, почитание, но они дают какой-то импульс, идею. Ее можно преобразовать эстетически.
— Выставок проходит много. Последнее время я захожу, проходишь по рядам, взгляд не останавливается ни на чём. Сейчас кто обращает внимание на великих скульпторов греческих? Это всем известно, это уже ни на что не вдохновляет. Неожиданность формы, содержания — то, что может людей воспламенить, удивить.
Напомним, скульптуры на Большой Покровской установили после реконструкции улицы в 2006 году. Памятники быстро полюбились горожанам и туристам — большую часть из них и сейчас можно увидеть на главной улице города. Но одна из них, «Дворянская чета», исчезла еще несколько лет назад. NN.RU выяснил ее судьбу.