Город фоторепортаж Как идет реставрация памятников деревянного зодчества на Щелоковском хуторе. Смотрим фоторепортаж из музея

Как идет реставрация памятников деревянного зодчества на Щелоковском хуторе. Смотрим фоторепортаж из музея

Работы продолжаются на шести объектах

Реставрация водяной мельницы

«Щелоковский хутор» — музей-заповедник уникальных образцов деревянного зодчества конца XVII — начала ХХ веков. В начале 2020 года там начались реставрационные работы, которые продолжаются до сих пор. Что произошло с музеем за эти годы и как восстанавливают памятники архитектуры, смотрите в нашем фоторепортаже.

На входе в музей — объявление. На нем написано, что на территории идут реставрационные работы, а потому посетить его какое-то время невозможно. Прошло уже больше двух лет, как место гостей Щелоковского хутора заняли плотники и реставраторы, а вместо историй экскурсоводов там звучат инструменты и разговоры рабочих.

Как отмечает директор музей Марина Бугрова, научная реставрация — это медленный процесс, специалисты укладываются в минимальные сроки.

Часть памятников уже отреставрирована, работы продолжаются на шести объектах. Чуть ниже по склону располагается водяная мельница. Ее детали в основном светлые, из новой древесины.

— Мельница оказалась в плачевном состоянии, то есть ее исторические детали. Так, чтобы она работала, возможности восстановить не было. В качестве экспонатов их можно использовать, но в качестве рабочей мельницы — нет. Из старого остаются валы, металл, который, конечно, дольше служит, — рассказал реставратор Сергей Плиткин.

При этом подлинные детали мельницы сохранили, их будут использовать как музейный экспонат.

Директор музея отмечает, что с водяной мельницей реставраторам повезло — сохранились обмерные чертежи 70-х годов.

— Мы хотим, чтобы она работала. Мы хотим продемонстрировать нашим современникам инженерный гений народа. В 2022 году заканчивается реставрация самой мельницы, а следующим этапом будет воссоздание пруда и плотины. Мы верим в то, что это будет работающий механизм, — рассказала Марина Бугрова.

Реставраторы занимаются сборкой помольного вала с шестеренкой и помольным колесом

Остальные объекты находятся выше по склону. Там продолжаются работы по восстановлению избы Обуховой, дома Павловой, амбаров и бани Сутягиной.

При реставрации избы Обуховой — памятника архитектуры середины XIX века — удалось сохранить много подлинных элементов. Также специалисты восстановят двор.

Интерьеры избы Обуховой

Непросто шли работы по реставрации дома Павловой. Директор музея Марина Бугрова выделяет две причины: памятник дошел до реставрации «в плачевном состоянии» и нарушение правил при демонтаже строения (о последней проблеме мы подробно рассказывали в отдельном материале).

— Проблема была в том, что не мы разбирали, поэтому не было представления о каких-то тонкостях, нюансах. Приходилось опираться на проект Попова и на фактический материал. Была основная сложность попасть в высоты, потому что перед нами практически три независимых объема, они не связаны друг с другом, — рассказал плотник-реставратор Евгений Раков из вологодской фирмы «Вайма» (субподрядчик).

При дефектовке материалов дома Павловой было выявлено много гнилых бревен, а потому процент замененных частей стал больше, чем планировалось ранее.

— Большие утраты, к сожалению, у дома. В советские времена был перебран, но тогда реставраторы решили оставить часть гнилых бревен, что ускорило порчу других частей здания, которые могли бы еще послужить.

Здесь был сложный момент, чтобы как можно больше оставить исторического материала и не ставить порченные или сомнительные детали. Поэтому процент замены стал больше, чем был изначально в проекте. Предполагалось, что процент замены будет порядка 30%, так вышло, что при детальном изучении он вырос процентов на 15, — сообщил Евгений Раков.

На крыше настилается дранка

В настоящее время специалисты полностью собрали сруб, межэтажные перекрытия, оконные коробки на втором этаже. Сейчас настилается дранка и готовятся предметы интерьера и пол первого этажа.

— Самая большая сложность — сроки, требования. Объект большой, сложный, хоть это и крестьянский дом, но соединение нескольких объемов, размеры, история и утраты поставили определенную задачу, — отметил Раков.

Материалы для здания пришлось покупать в трех областях: Нижегородской, Ленинградской и Вологодской. Необходимо было найти бревна нестандартной длины, и они должны быть «не из-под комплекса, а по старинке ручной валки». Кстати, инструменты специалисты используют ручные — топоры образца XIX века, чтобы идти путем, которым шли строители дома.

Внутренние интерьеры дома Павловой

Когда реставрация только начиналась, в музей пускали организованные группы гостей. Директор «Щелоковского хутора» сообщила, что они хотят вернуться к этой практике.

— Мы весной закончим земляные работы, разровняем площадку. Я думаю, мы вернемся к этой практике, то есть мы опять будем пускать организованные группы до завершения реставрации по предварительной записи, — рассказала Марина Бугрова.

Напомним, ранее мы уже рассказывали о реставрации объектов Щелоковского хутора. Подробнее о сроках работ можно прочитать в нашем материале.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления