Нижегородские крановщики пожаловались на невыплату заработной платы. Компанией, которая задерживает выплаты, владеет депутат из Подмосковья Светлана Жилина, а спорные вопросы с нижегородскими рабочими обычно решает ее сын Иван. Крановщики утверждают, что Жилин заставил их писать доверенность на то, чтобы он получил вместо них зарплату.
Странная доверенность
Бойкая женщина в полосатой майке — Ольга Бровкина. Она крановщица с 25-летним стажем. Последний год Бровкина работала на строительстве многоэтажки на улице Вязниковской. Крановщиками руководила компания «Кранстройсервис». Ее владелец — депутат партии «За правду» Светлана Жилина из Подмосковья. За делами приглядывает ее сын Иван Жилин.
В апреле стройка на Вязниковской встала. Как сообщило руководство, «по причине инженерной ошибки». В это время женщина отпросилась в отпуск.
— Неожиданно в середине отпуска мне позвонили и сказали, что я должна написать заявление [на увольнение] по собственному желанию, — рассказывает Бровкина.
Нижегородка спросила, когда ей вернут долги по зарплате. Она подсчитала, что компания должна ей более 100 тысяч рублей. Иван Жилин заявил, что для этого она должна подписать странную доверенность — разрешить получить зарплату за нее.
— Как только Иван узнал, что я показала эту доверенность другим крановщикам, он стал угрожать полицией, что я якобы подделала документы, — рассказывает женщина.
На следующий день, когда Бровкина взбиралась по лестнице башенного крана, с неизвестного номера позвонил мужчина. Представился следователем Александром Смирновым из ГУ МВД по Москве. Заявил, что якобы в полицию поступило заявление на нее с обвинением в подделке документов. Но после того как женщина начала эмоционально жаловаться на начальство, на обман и задержку зарплаты, странный звонок оборвался. Запись разговора женщина предоставила NN.RU.
Как рассказали другие работники NN.RU, подписать сомнительный документ Иван Жилин просил и других работников, которые требовали отдать им деньги за проделанную работу. Некоторые оставили свои подписи, но денег так и не получили.
Компания ООО «Кранстройсервис» зарегистрирована в подмосковном городе Ногинске в октябре 2002 года. Гендиректором и учредителем предприятия является депутат Совета Богородского городского округа Светлана Жилина. Компания предоставляет в аренду башенные и строительные краны, в качестве подрядчика участвует в стройках в Московской области и за ее пределами. Выручка за 2021 года составила 12,7 миллиона рублей, а прибыль — 1,1 миллиона рублей. Ранее Жилина владела еще несколькими компаниями в Ногинске. Сейчас возглавляет Электростальское отделение Ассоциации Советов многоквартирных домов Московской области, входит в координационный Совет Ассоциации Московской области. Имеет грамоту Государственной жилищной инспекции.
«Наших ребят спустили на землю»
Ольга Бровкина называет свое дело «красивым, но опасным». Ничто не сравнится в фантастическим видом закатов, которые открываются с высоты башни крана. Однако сейчас, считает она, рисковая профессия обесценивается.
— Нас используют, мы гибнем на кранах. Сейчас Ростехнадзор не проверяет нормально ни состояние крана, ни состояние металлических конструкций. У нас сейчас мигранты сидят, без медкомиссии, без корочек, без гражданства. Наших ребят спустили на землю, заменили такими вот работниками, потому что выгодно. Потому что мы требовали повышение тарифных ставок.
В августе прошлого года насмерть разбилась 50-летняя женщина, сорвавшись с лестницы башенного крана. Трагедия произошла на улице Гордеевской в Канавинском районе. Крановщица работала в нижегородской компании «СпецСтройКом» бизнесмена Сергея Чокина.
— Лестница была кривая, не соответствовала требованиям. Оправдали руководство. И опять поставили сейчас в Кузнечихе такой же кран, — говорит Бровкина.
Нарушение техники безопасности можно увидеть на большинстве нижегородских строек, замечает женщина. Не хватает квалифицированных стропальщиков, оборудование работодатели закупают подержанное, которое часто ломается. Компании используют труд мигрантов, которым платят «черную» зарплату и которые спят прямо на стройках и даже в кабинах башенных кранов.
Половина суммы выдавалась «в белую»
На стройке в «Кранстройсервисе» Бровкиной приходилось работать по полторы смены. Однажды ей написала жена одного из крановщиков, что ее супругу стало плохо.
— Нельзя ему работать на кране. Ты не знала, что эпилепсия у него? — содержало сообщение.
Бровкина не уверена до сих пор, действительно у ее коллеги было опасное заболевание или нет. Но уверенно говорит, что он был принят без прохождения медкомиссии. В тот день женщине пришлось работать с 07:00 до 03:00, просто потому что подменить работника, кроме нее, оказалось некому.
Схему получения зарплаты крановщики описывают так. За час работы им платили 300 рублей. Половина этой суммы выдавалась «в белую», согласно трудовому договору. Оставшуюся часть, как утверждают крановщики, передавали наличкой. Действовала эта «серая» схема до весны этого года.
— Это обычная практика по всей стране, — комментирует NN.RU член профсоюза МПКС «Единство» («Межрегиональный Профсоюз Крановщиков и Строителей»), казанский крановщик Владимир Водолазов. — Если обычно по устной договоренности оплата составляет 300 рублей в час, то в договоре работодателями сумма прописывается гораздо меньше. И стребовать у работодателей заработанные деньги оказывается сложно.
Слова Бровкиной о нечистоплотности «Кранстройсервис» подтверждает ее товарищ Владимир Горелик, который тоже работал в компании.
— Меня обманули, мне должны еще денег, работали на сломанном кране, всё обещали, обещали и ничего не сделали, — жалуется он.
Горелик подписал, как и просил Жилин, сомнительную доверенность, однако задолженность в районе 14 тысяч рублей, замечает мужчина, он так и не получил. Его товарищ Сергей Капцов работал вообще без официального трудоустройства и тоже недоволен компанией. Сейчас, с его слов, он пытается «сам разобраться» с фирмой. Капцов говорит, что она задолжала ему около 200 тысяч рублей.
В мае Бровкиной выплатили 30 тысяч, однако, утверждает работница, это только малая сумма от задолженности.
Возмущалась, потому что «сама себе подняла зарплату»
— Я со всеми, кроме этой девушки, поддерживаю дружеское общение, — заявляет Иван Жилин NN.RU. — Она хотела, чтобы ей подняли зарплату, но ей ответили, что такого не произойдет.
Под «этой девушкой» Жилин подразумевает Бровкину, которая, как выразился сын депутата, «сама себе подняла» тарифную ставку. С его слов, перед крановщиками у компании нет задолженности.
В составлении доверенности на получение зарплаты за своих работников Жилин не видит ничего странного.
— Мы находимся в Московской области, а работали машинисты в Нижегородской. И я предложил им написать доверенность на меня, чтобы я не мотался туда-сюда с зарплатной ведомостью ради их подписи.
Жилин ушел от ответа на вопрос, есть ли гарантии, что работник, подписывающий такой документ, точно получит заработанные деньги. Он только заметил, что с ней работники якобы смогут вовремя получать зарплату.
В нижегородской прокуратуре NN.RU сообщили, что проводится проверка после обращения Ольги Бровкиной от лица недовольных крановщиков.