Продолжаем наш тур по малым городам Нижегородской области. Хохломская роспись является гордостью для всей России и вызывает ассоциации с нашей страной по всему миру (уступая медведям и водке, но всё же). Цитаделью этого промысла является Семенов — небольшой городок в глубинке региона. Древнее ремесло в городе до сих пор живо, и населенный пункт борется за право стать точкой притяжения в отрасли внутреннего туризма. Но соответствует ли он этому статусу? Чем живет и как развивается город мастеров, откуда взялся «синдром бога» у онколога местной ЦРБ и почему жители Семенова скорее пойдут работать на лесопилку, нежели в цеха хохломской росписи? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, корреспонденты NN.RU посетили столицу золотой хохломы, посмотрели на нее глазами обычных туристов и пообщались с людьми.
«Цены приблизились к нижегородским»
Семенов находится всего в полутора часах езды от Нижнего Новгорода. Но, несмотря на близость к мегаполису, в самом городе чувствуется полная оторванность от него. Нет привычной для Нижнего суеты, нет и такой развитой инфраструктуры.
На въезде в город мастеров людей приветствует тематическая стела с названием города, обрамленная хохломскими узорами, а рядом с конструкцией стоят три красавицы-матрешки. Город окружен хвойным и смешанным лесом — выглядит приятно и самобытно.
Символично, но наш приезд в Семенов совпал с мощным снегопадом, который недавно накрыл весь регион. Скажем честно, зима Семенову к лицу. Припорошенные улицы, хвоя и хохлома — всё это впечатляло красотой и особенной атмосферой.
Первой точкой в городе для нас стала улица Ленина — местная Покровка. По обочине стоит множество магазинчиков и забегаловок с названиями по типу «У Елены», «Вишенки» и тому подобное. Улица выглядела оживленно — туда и обратно сновали люди, спешащие по своим делам.
Мы подошли к двум мужчинам, которые стояли у входа в кофейню, курили и оживленно о чём-то разговаривали, попросив их немного рассказать о Семенове.
— Мы сами-то неместные, по сути, в город только ночевать заезжаем, работаем лесопилке. Если говорить о зарплатах, то в среднем по городу тысяч 30, может, меньше. А цены приблизились к нижегородским, многим денег не хватает, — поделился Алексей.
Мужчины поспешно потушили сигареты и распрощались с нами, поспешив по своим делам. Еще одна женщина, с которой нам удалось пообщаться, торопилась в швейный магазин за иголкой, сказала, много одежды прохудилось, пора штопать. Елена Ивановна — пенсионерка и получает 12 тысяч рублей. Живет с мужем, у которого имеется инвалидность. Бабушка призналась, что денег катастрофически не хватает.
— Живем в основном на мою пенсию. Чтобы сэкономить, пока время есть, хожу по разным магазинам и жду акций. Мне, может, муки-то и не надо, а я про запас немного могу, на следующей неделе тогда блины испеку. Правда, теперь-то какие блины-то уж. Туда яйца нужны, а стоят они очень дорого, даже акции не дождешься, — посетовала пенсионерка.
Местная жительница отметила, что выжить на «ее копейки» почти нереально. Нормально обеспечивать свою жизнь получается лишь у тех, кто на пенсии имеет силы и возможности продолжать работать. Однако выбор у пожилых людей невелик — женщины идут трудиться уборщицами, мужчины — грузчиками.
— Муж у меня так и слег, потому что грузчиком работал, травму получил. Сейчас, по сути, ухаживаю за ним. Тут в принципе вакансий немного. Кто-то кассирами идет, продавцами в магазинах, кому повезет, пойдут в обслуживание работать.
Экскурс в историю
Первое упоминание города мастеров датируется 1644 годом. Правда, тогда его называли более скромно — селишко Семеновское. Почти век ему потребовался, чтобы превратиться в уездный город Семеновского уезда.
Из-за обилия лесов в округе была развита деревообработка. Мастера из окрестных деревень свозили в Семенов ложки-баклуши и «щепной» товар. К такому относились различные подносы, чаши, туеса и тому подобное. Семеновские мастера украшали деревянную утварь росписью, после чего ее отвозили на Нижегородскую ярмарку.
Роспись с деревообработкой в жизни Семенова были тесно связаны. Даже на гербе городского округа можно заметить как червленого оленя, что обозначает принадлежность к нашему региону, так и сложенную поленницу на золотом поле — это символизирует важность добычи и обработки древесины для Семенова. Ожидаемо присутствуют на геральдическом щите и элементы хохломской росписи.
Известен Семенов не только узнаваемым по всему миру узором, но и уникальной семеновской матрешкой. Около полувека назад ее показали свету на выставке в Токио. Правда, ограничиваться миниатюрой не стали и создали 72-местную матрешку. По последним данным, сейчас она находится в Германии.
В свое время город мастеров даже был центром старообрядчества в Нижегородской области. И это неслучайно, ведь изначально городок на берегу реки Санохты возник как поселение старообрядцев. По сей день в Семенове сохранилась старообрядческая церковь, коих по региону можно пересчитать по пальцам.
Сегодня Семенов считается столицей золотой хохломы, туристической жилой и «маленьким Парижем». Последний факт, кстати, связан с необычной планировкой города. По изначальному плану Семенова, утвержденному Екатериной II, город должен был представлять собой огромный квадрат, поделенный на 16 маленьких. Две основные линии улиц шли по диагонали, а на их пересечении находилась главная городская площадь. Поэтому Семенов стали называть «маленьким Парижем».
Город, который посещают ради музеев
Как часто бывает в небольших городах, подрастающая молодежь покидает малую родину и уезжает за лучшей жизнью в мегаполис. Семенов исключением не стал. Мы провели в городе целый день, но молодые люди попадались на глаза довольно редко.
Побывали и на улице Чкалова, которая в Семенове считается туристической. Честно, сначала мы не поняли, что именно притягивает сюда гостей города: с одной стороны тянется частный сектор, на противоположной стоят различные здания и магазины. Позднее местные разъяснили, что именно здесь находятся аутентичные комплексы, где можно узнать об истории традиционного ремесла — музейно-туристический комплекс «Золотая хохлома», музей народного быта Семена Ложкаря, историко-художественный музей и так далее.
Предприятие, где создается аутентичная роспись, до сих пор живо. Но, как рассказали местные, никто не бежит туда работать — цеха наполовину пустые. С чем это связано, люди не знают, но предполагают, что всё из-за плохих условий труда.
На территории Семенова также стоят несколько заводов, но в основном город живет за счет туристов. В теплое время года их действительно стягивается много. Однако насколько такому потоку соответствует городская инфраструктура — вопрос открытый. В Семёнове есть отели и торговые центры, а вот туалетов и мест, где можно перекусить и попить кофе, не так много, даже в центре.
Что касается общего благоустройства, то красивых пространств, даже по сравнению с Чкаловском или Арзамасом, нет. Люди приезжают в город по большей части ради музеев, местные же гуляют в основном на площади перед местным ДК и по улице Ленина. Но до Гостиного ряда или улицы Карла Маркса в Арзамасе ей далеко. Местные власти пытаются привести вывески к единому дизайн-коду, как это делают в туристических местах, но пока получается так себе.
Синдром бога или жажда наживы?
Еще одна причина, по которой мы посетили Семенов, — скандальная история, связанная с местной ЦРБ. Напомним, в начале сентября на рабочем месте оперативники задержали заведующего онкологическим отделением Олега Тюкалова. Врача вывели в наручниках прямо из кабинета.
Следствие считает, что он поручал медсестрам вливать онкобольным пациентам физраствор вместо дорогостоящих препаратов. Считается, что медик мог прикарманивать лекарства, чтобы потом перепродавать их на черном рынке. Сам же Тюкалов пояснил, что просто хотел спасти пациентов, у которых было больше шансов выжить.
Вот вам любопытный факт: местные стараются особо не выносить сор из избы и рассказывают о городских проблемах достаточно сдержанно, делая упор больше на положительные моменты. По пути в ЦРБ мы встретили компанию пенсионерок, которые занимаются скандинавской ходьбой. Спросили, знают ли они о скандале с онкологом.
— Знаем, но на уровне слухов, а слухи разносить себе дороже. Мы вообще вон спортом занимаемся, с тренировки идем, вы лучше в наш ФОК замечательный съездите, который недавно построили. Нам на медицину всё равно, мы спортом занимаемся, — сказали бабушки.
Другая женщина, которая шла с дочкой из школы, сказала, что подробности все знают одинаковые — лишь те, что писали в СМИ. Но жительница знала Тюкалова лично и считает, что он вряд ли мог поступить так из корыстных убеждений.
— Неправильно они, конечно, с ним поступили. Заковали в наручники, вывели прямо с приема у всех на глазах. Боюсь подумать, каково ему было. Это ведь и для самих пациентов плохо, они тоже, наверное, перенервничали, а у них и так со здоровьем проблемы. Я считаю, что он просто хотел как лучше, хотел спасти больше людей, просто не ту стратегию выбрал. Но вообще в этом следствие разберется, мы можем только догадки какие-то делать.
Прямо у больницы мы встретили и одну из бывших пациенток Тюкалова. Женщина представилась Ольгой и сказала, что к врачу относилась хорошо, ей он помог успешно вылечиться.
— У него манера общения, конечно, своеобразная была. Очень резко говорил всегда, не сюсюкался никогда, но с нами так и надо, потому что если жалость к себе возникнет, то никаких сил на борьбу с заболеванием не будет. Мне он помог вылечиться. Но родственники умерших пациентов и тех, кому он физраствор вкалывал, конечно, сильную обиду на него затаили, — добавила женщина.
Мы поговорили еще со многими пациентами Семеновской ЦРБ, и большинство о Тюкалове отзываются положительно. Но нашлись и те, кто считают, что всё руководство больницы должно оказаться на скамье подсудимых.
Одно важное уточнение: кроме самого онколога с должности недавно сняли и главного врача ЦРБ Петра Скуднякова. Его также обвиняют в превышении полномочий. По версии следствия, он незаконно назначал медсестрам стимулирующие выплаты, которые, как потом заявил сам Скудняков, планировал потратить на ремонт больницы.
Кстати, работы в поликлинике при больнице сейчас действительно ведутся. Их проводят на втором этаже, параллельно с приемом пациентов. Но в целом больница выглядит опрятно, ухоженно и современно.
Поговорить с нами согласилась одна из заведующих ЦРБ, попросившая не называть ее имени. По словам сотрудницы, от произошедшего с онкологом в шоке был весь персонал. Но лично она подробностей произошедшего не знает. Однако, по ее словам, пациенты Тюкаловым в большинстве своем были довольны.
— Я не могу ничего сказать о том, что произошло с предыдущим доктором Олегом Тюкаловым. В детали не посвящена. Это было в другом подразделении, не в нашем. Но он к своим больным очень хорошо относился. Пациенты даже не задавались вопросом, как записаться на УЗИ, потому что Тюкалов делал это сам, делал эндоскопию, колоноскопию, биопсию. Вчера пациенты приходили и жаловались, что раньше Тюкалов все сопутствующие процедуры сам делал, сейчас пока такого нет. Плохого о нем ничего не скажу, деталей не знаю, а слухами распространяться не буду и не хочу. Но мы, конечно, в шоке были, — сказала медик.
Замену онкологу нашли довольно быстро. Основным специалистом теперь является молодой врач из Нижнего Новгорода Артем Круглов. Раньше он работал в областном онкодиспансере, но затем согласился перейти в Семеновскую ЦРБ. По словам заведующей, специфика работы в учреждениях различается, но молодого врача готовы обучать.
— Впечатления о нем хорошие. Ему жилье дали по программе в центре города, договор составили, уже больше месяца работает. Тут специфика немного другая, потому что работа первичного звена очень отличается от той, что ведется в клинике. Здесь крайне важен соцвопрос. Он хочет иногда сделать больше, чем может, у нас есть законодательство, за пределы которого мы не можем выйти. Он сам немного удивляется этому. Мы его работой довольны. Если возникают какие-то вопросы, сам подходит, если я вижу, что он что-то неправильно делает, приглашаю на беседу и подсказываю. Там же много всего — больничные листы пациентам, сроки, даты, документы и так далее. То есть то, с чем он не сталкивался в Нижнем, ему приходится осваивать здесь, — заключила врач.
Что касается самого Тюкалова, то за махинацию с препаратами на него возбудили уголовное дело по факту превышения должностных полномочий. Сейчас он находится в СИЗО.
Кстати, Семенов — не первый город в глубинке Нижегородской области, куда нам довелось съездить. Мы также делали большой репортаж о том, чем живет город Чкаловск, где родился и вырос легендарный Валерий Чкалов. Заезжали мы и в Арзамас, переживший масштабное благоустройство за миллиарды, приезд Путина и патриарха Кирилла.