В конце каждой осени в Нижегородской области завершается навигация пассажирских судов. Реки покрываются льдом, а погодные условия становятся небезопасными для поездок. Задавались ли вы вопросом, куда отправляются зимовать крупные суда? Неужели уплывают на юг? В действительности же нижегородские теплоходы не покидают пределов родных мест и до весны отправляются на стоянку в Борском районе.
Стоянки для речных судов в Борском районе находится сразу в нескольких локациях. Мы отправились в затон рядом с поселком Память Парижской Коммуны. Место примечательно не только своим необычным названием. Здесь расположен судоремонтный завод и затон, в котором зимует речной флот.
История завода началась в 1869 году, когда земли Жуковского затона купил купец Иван Милютин и начал строить на мастерские для ремонта пароходов и барж. Вскоре затон перекупило пароходное общество и стало ремонтировать там грузовые и пассажирские суда.
После революции все суда и завод были национализированы. А в 1923 году затон и поселок переименовали в Память Парижской Коммуны. Судоремонтный завод вошел в состав Волжского объединенного речного пароходства.
В 1931 году затон стал заводом им. Парижской коммуны. Здесь ремонтировали суда, строили понтоны, буксирные теплоходы, ледовые приставки и дебаркадеры. В 90-х годах «Судоремонтный завод "Память Парижской Коммуны"» перешел в частные руки.
Что касается, второго места для зимовки судов, оно находится также в Борском районе рядом с поселком Октябрьский. Прежде это место называлось Собчинский затон, свое название оно получило от находящейся рядом деревни. История затона и предприятия начиналась в 1858 году, когда впервые в Собчинскую заводь как в безопасное место от ледохода купец Колчин привел несколько барж на зимовку и сдал под охрану крестьянину Деулину. В последующие годы количество судов, зимовавших здесь, увеличивалось.
В 1918 году затон национализировали и построили новые цеха по обработке дерева и металла. В 1932 году место переименовали в Собчинский судоремонтный завод. А в конце 50-х месту и заводу присвоили имя 40-й годовщины Октября. Сейчас в затоне зимует и ремонтируются речные и пассажирские суда.
Перед тем как отправиться в затон, теплоходам нужно развернуться и встать носом к течению. Кроме того, экипаж должен привести судно в «зимовочное» состояние, согласно правилам.
В случае если вы решите посмотреть на зимующие теплоходы вживую, будьте осторожны и не выходите на лед.